Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования.
В первых работах А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования.
В.А. Каймин и Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т. е., умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с базами данных, наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры».
Н.М. Розенберг характеризует понятие компьютерной грамотности как «умение ставить задачи для компьютеров, формализованно описывать задачи». И.А. Негодаев в книге «На путях к информационному обществу» даёт подробный анализ сущности понятия «компьютерная грамотность». Компьютерную грамотность автор рассматривает, как интеллектуальные возможности обучающихся использовать информатику для получения, понимания, усвоения и запоминания знаний.
Обучение компьютерной грамотности предполагает не только изучение информационной технологии, т. е., не ограничивается чисто техническим подходом. Важно создать условия для формирования у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в природе, чтобы они могли ориентироваться в огромном океане информации, и помочь усвоить правила работы с самой разнообразной информацией. Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг., и, согласно Г.К. Селевко, включало:
- - знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек;
- - владение каким-либо текстовым редактором;
- - наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования.
Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения.
Компьютерная грамотность - владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.
Компьютерная грамотность - овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо.
Компьютерная грамотность - это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль.
Они скорее относятся к мыслительным навыкам.
Компьютерная грамотность - это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности.
Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.
На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение...
Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать.
С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.
Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. А начинаться компьютерная грамотность должна с правильного ввода информации - с клавиатуры в компьютер. Теоретические знания не принесут пользы на практике, если человек плохо знаком с клавиатурой.
Приветствую вас, уважаемые посетители!
Сегодня я хочу продолжить тему, которую начал в . Это тема - компьютерная грамотность.
Компьютерная грамотность - почему это важно.
1. Прежде всего вам необходимо хорошо разбираться в вашем компьютере , хорошо изучить его возможности, правила эффективной работы с компьютером, .
В дальнейшем это сильно сэкономит ваше время и нервы.
Вы можете записаться на курсы по компьютерной грамотности в вашем населённом пункте или в какой нибудь бесплатной школе, которых довольно много в интернете.
А можете изучать компьютер самостоятельно по книжкам или видео курсам.
за лучший блог
за лучший видео канал
за лучшую презентацию
Это доказательство того, что я проходил интернет школу. Но, напомню, я уже имел опыт работы с компьютером и сёрфинга в интернете.
2. Второе, что бы я посоветовал , это обучение быстрому набору текстов на клавиатуре.
Ещё до интернет - школы я самостоятельно изучил эту науку, которая позволяет мне сейчас бегло печатать любой текст.
Какие преимущества даёт этот навык, думаю, объяснять не нужно. Хотя может кто не знает - это колоссальная экономия времени.
Я пробовал оба варианта. Я просто по человечески рекомендую вам пройти этот курс.
3. Третье, что необходимо изучить , это интернет сервисы, браузеры и прочие премудрости интернет сёрфинга.
В том числе в первую очередь интернет - безопасность.
Вот это, на мой взгляд, три кита, на которых будет основан или не успех в интернете.
И не важно, чем вы там будете заниматься: , изучением различных материалов или просто времяпрепровождением.
Вы можете обратиться ко мне, за советом, где взять и какой курс лучше изучать (какого автора).
Мы живем в век технического прогресса и информационных технологий. Компьютеры уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, они окружают нас повсюду.
Дети с пеленок пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Маленький ребенок осваивает компьютер с помощью игр, видеороликов, социальных сетей, мессенджеров – использует его, в основном, для развлечений. Но компьютер – это не только игрушка, но и отличный инструмент для познания, развития и создания нового. Своевременное обучение детей компьютерной грамотности позволит ребёнку из потребителя контента превратиться в его создателя, стать опытным пользователем ПК.
Компьютерная грамотность включает в себя умение работать на компьютере и других информационных устройствах, владение основными офисными программами, понимание главных терминов информатики, а также навыки работы с текстом, создания баз данных, самостоятельного управления папками и файлами.
На курсах в нашей школе ваш ребенок:
- познакомится с устройством компьютера и его функциональными возможностями;
- освоит основные компьютерные термины;
- узнает, как работают кабельные системы, и сможет самостоятельно настроить локальную сеть между двумя ПК;
- получит представление о структуре интернета и службе всемирной паутины (World Wide Web);
- изучит основы работы с офисными программами (пакет Microsoft Office);
- познакомиться с антивирусными программами и азами информационной безопасности;
- узнает, как обеспечить безопасность компьютера и сохранить конфиденциальность хранящихся в нем данных.
Курс «Компьютерная грамотность для детей» проводят опытные преподаватели-практики. Мы рекомендуем его всем коддикам от 9 лет. Вся информация преподносится в легкой и доступной для детей форм: минимум теории и максимум практики.
По завершении курса ребенок:
- научится самостоятельно собирать и настраивать компьютер, а также решать многие проблемы, возникающие в процессе его эксплуатации;
- работать с офисными программами, что обязательно пригодится ему в школе, а позже – в вузе и на работе;
- обеспечит собственную безопасность в интернете.
Ученики демонстрируют свои знания, решая задачи своим собственным способом, объясняя алгоритмы своими словами, помогая одногруппникам исправлять ошибки и создавая презентации по своим законченным проектам.
Как мы понимаем, что учащийся освоил программу?
Во время обучения мы оцениваем как практическую сторону вопроса (как это сделать?), так и понимание темы (почему и зачем).
Ученики демонстрируют свои знания, решая задачи своим собственным способом, объясняя алгоритмы своими словами, помогая одногруппникам исправлять ошибки и создавая презентации по своим законченным проектам.
Современное общество, рынок товаров, услуг и труда характеризуются быстрыми темпами изменений, которые во многом вызваны интенсивным развитием ИКТ. Роль компьютера в жизни рядового человека стремительно возрастает. Компьютер применяется практически во всех сферах общественной жизни: в образовании и медицине, на телевидении и радио, в промышленности и сельском хозяйстве и т.д., где он оказывается эффективным вспомогательным средством. Сегодня ИКТ стали достоянием и небольших предприятий, и магазинов, и учреждений, и бюро по трудоустройству, и даже ферм.
С помощью компьютерных систем осуществляется ведение документации, обеспечивается электронная почта и связь с банками данных. Компьютеры находят применение при выполнении широкого круга производственных задач, обеспечивают бесперебойную работу различных агрегатов. Сети ЭВМ связывают разных пользователей, расположенных в одном учреждении или находящихся в различных регионах страны и т.д.
Все это свидетельствует о том, что важнейшим условием полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности является компьютерная грамотность граждан. Это значит, что любой человек должен иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), уметь пользоваться услугами глобальной сети Internet.
В области персонального компьютера (ПК) пользователь должен знать:
что такое ПК;
как работает ПК;
где применяется ПК;
какой компьютер купить, исходя из своих потребностей;
основные устройства ПК (внешние и внутренние);
единицы измерения информации;
правила ухода и техники безопасности работы за ПК;
элементарные сведения о программном обеспечении;
способы установки и удаления программ с ПК.
Пользователь должен, как минимум, уметь правильно включить и выключить ПК, пользоваться клавиатурой и мышкой, подсоединять внешние устройства к ПК, устанавливать и удалять с компьютера программы, выбрать ПК, отвечающий его задачам.
В области операционной системы Windows пользователь должен знать:
что такое операционная система (ОС);
как ОС управляет персональным компьютером;
какие ОС существуют; стандартные программы Windows (Блокнот , WordPad , Paint );
понятие Рабочий стол ;
структуру окна Windows;
что такое файлы и папки ;
что такое дерево каталогов ;
что такое Проводник, Буфер обмена, программа Поиск, Справочная система Windows ;
что такое архивы и зачем они нужны;
что такое компьютерные вирусы и способы защиты от компьютерных вирусов.
Пользователь должен уметь управлять окнами (осуществлять взаимодействие нескольких окон); запускать и использовать стандартные программы; пользоваться справочной системой Windows; использовать в работе программу Проводник ; владеть различными способами работы с файлами и папками (создавать, давать имена, переименовывать, копировать, перемещать, удалять папки и файлы, восстанавливать удаленные в корзину); создавать ярлыки для часто используемых файлов; копировать файлы на дискету, флеш-карту; записывать на СД; осуществлять поиск папок и файлов на своем ПК; создавать архив и извлекать файлы/папки из архива, пользоваться антивирусными программами (уметь проверить на вирус внутренние и съемные устройства).
В области локальной сети пользователь на основе знаний (что такое локальная сеть , сервер , сетевой принтер ) должен уметь?
просматривать ресурсы локальной сети,
организовать доступ к ресурсам своего ПК в локальной сети,
владеть способами печати в локальной сети.
В области работы в приложении MS Word пользователь должен знать,
что такое MS Word,
структуру окна Word и назначение основных панелей инструментов, основные правила ввода текста;
способы создания и работы с документами: элементарные способы вставки таблиц, рисунков, Автофигур и объектов WordArt, редактирования изображения и т.д.
На основе этих знаний пользователь должен уметь:
создавать документы с помощью Word;
красочно оформлять документы с помощью рисунков,
рамок, заливки, фона, и объектов WordArt;
создавать и оформлять таблицы в документах;
осуществлять проверку правописания;
владеть способами форматирования документа (работы со шрифтом, колонтитулами, списками, колонками);
выводить документы на печать.
В области работы в MS Excel пользователь должен иметь представление о том, что такое MS Excel, знать:
структуру окна Excel и назначение основных панелей инструментов; структуру электронной таблицы (столбцы, строки, ячейки);
способы форматирования и редактирования ячеек (добавление, удаление, объединение и т.д.);
понятия Автозаполнение , Формула , Автосумма , Сортировка данных , способы построения диаграмм и т.д.
заполнять электронные таблицы произвольными и однородными данными; форматировать, добавлять, удалять, объединять ячейки;
производить простые расчеты с помощью формул;
сортировать данные по возрастанию, убыванию и алфавиту;
строить графики и диаграммы на основе таблиц;
оформлять печатные документы с помощью программы Excel.
В области работы в MS PowerPoint пользователь должен иметь представление, что такое MS PowerPoint, знать эффективные способы создания презентаций с помощью шаблонов,
уметь использовать конструктор и шаблоны в оформлении слайдов при создании презентации;
проводить настройку анимации;
демонстрировать презентации.
В области работы в Internet пользователь должен иметь представление о том, что такое Internet и информационно-поисковые порталы;
знать критерии выбора провайдера;
возможности е-mail, ftp, WWW , IP -телефонии;
основы работы с браузером Internet Explorer ;
понятие “ электронное правительство ”;
виды Internet-услуг;
способы осуществления е-платежей;
как работает электронная почта; что такое дистанционное обучение .
На основе этих знаний пользователь должен уметь:
подключиться к сети Internet дома;
осуществлять поиск необходимой информации по казахским и зарубежным ресурсам с помощью различных поисковых систем;
сохранять полученную информацию на своем ПК;
пользоваться Internet-услугами, чатами, форумами;
получить бесплатный личный почтовый адрес;
настроить почтовую систему дома,
создавать, отправлять и принимать электронные письма,
прикреплять файлы к письмам .
Углубленный анализ обозначившихся к настоящему времени подходов к определению и интерпретации сущности информатики приводит к выводу, что одной из наиболее объективных является трактовка академика Глушкова В. М.: информатика есть атрибут, органически присущий цивилизованному обществу, имеющему своим предметом удовлетворение информационных потребностей основных сфер его жизнедеятельности.
Современная актуальность информатики непосредственно связана с развитием средств вычислительной техники, телекоммуникаций, искусственного интеллекта. В материалах, опубликованных Центром информатики ЮНЕСКО, посвящённых системе опережающего образования, информатика определена в настоящее время как фундаментальная наука в которой выделены три основных направления:
Теоретическая информатика;
Техническая информатика;
Социальная информатика.
Общество конца ХХ в. часто называют информационным, а изменения в нем - информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад - люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в режиме реального времени. Создается впечатление, что законом жизни в наше время становится утверждение Н. Винера: "Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией". Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
К сожалению, у р о в е н ь и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой - отсутствием системы подготовки грамотных потребителей информации. Особую тревогу вызывает эта проблема по отношению к молодежи.
Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры подрастающего поколения - очень важная задача. Ее решением в первую очередь должна заниматься школа. Уже более 10 лет в школах страны преподается специальный предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Первоначально ставились цели обучения школьников основам компьютерной грамоты и языкам программирования, использования компьютеров для изучения других дисциплин, а также для профессиональной подготовки в области вычислительной техники. Нельзя сказать, что эти цели полностью достигнуты - до сих пор у значительной части школ нет компьютеров.
Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества системой образования ставится новая цель - формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Суть реформы образования в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, базах знаний, компьютеризованных архивах, справочниках и энциклопедиях. В настоящее время доступа к такой "электронной" информации в школах практически нет.