Как определить что в тебе сидит бес. Как в человека вселяются бесы, согласно православному учению

(18 голосов : 4.1 из 5 )

схиархимандрит Авраам,
духовник Ново-Тихвинского женского монастыря
и Свято-Косьминской пустыни

Сегодняшняя беседа несколько необычна – в ней отец Авраам отвечает на вопросы о темных силах, о том, какое влияние они имеют на нашу жизнь, под кого маскируются и как к ним правильно относиться.

– Батюшка, мне кажется, что мы сильно преувеличиваем участие злых духов в нашей жизни: сами создаем себе какую-то ситуацию, а потом говорим, что это «искушение от демонов».

– Иногда действительно может быть такое, что виноваты только мы сами, а вину сваливаем на демонов.

Все помнят историю из Отечника о том, как некий монах в Страстную пятницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим занятием и монах начал оправдываться: меня-де бес искусил, то демон из угла закричал: «Не верь ему, отче, я сам дивлюсь его лукавству!»

С другой стороны, недооценивать влияния демонов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это влияние гораздо больше, чем многие привыкли думать.

Любой человек одновременно пребывает в двух мирах: телом - в мире вещественном, душой - в мире духовном. Духовную жизнь в широком смысле слова ведет даже атеист, который отрицает само существование духа. Он не верит в темные силы, но, сам того не понимая, общается с ними, принимает их внушения, иногда становится их слепым орудием. Ему кажется, будто он свободен от «религиозных предрассудков» и живет сам по себе, но это иллюзия.

Человек может не думать о том, свежим он дышит воздухом или угарным, - но это не значит, что это никак не отразится на его здоровье. Он может ничего не знать о физических законах, но если коснется оголенного провода, то почувствует удар электрического тока, может быть, даже не понимая, что произошло. То же и в духовной жизни: у нее есть свои законы, которые неизбежно влияют на каждого из нас. Поскольку мы слабо верим в существование демонов, то даже явные бесовские внушения часто принимаем за свои собственные желания.

Главный христианский подвиг - трезвение - направлен именно на то, чтобы внимательно следить за жизнью своего духа, ограждать себя от злых помыслов, всеваемых демонами, очищать свой ум. Когда мы смотрим умственным оком внутрь себя, погружаемся в таинственный духовный мир, то видим, что в нашей душе присутствуют желания и чувства, совершенно нам чуждые, и ясно ощущаем на нас некое постороннее влияние. Человек, который только приступает к подвигу очищения своей души, как подслеповатый: он видит демонов только тогда, когда они, так сказать, подошли уже близко. Люди же опытные в духовной жизни видят приближение демонов к душе издалека, и могут вовремя оградить свой ум молитвой.

Читают ли демоны мысли человека?

– Об этом пишет преподобный . Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) - значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Может ли бес войти в человека?

– Если говорить об этом совершенно буквально, то внутрь человеческой души бес войти не может, туда может проникнуть только Господь сверхъестественным Божественным действием.

Бес может жить лишь в теле человека, овладевая до той или иной степени его душевными или телесными проявлениями, т.е. либо бесноватый человек изредка подвергается припадкам, либо полностью теряет контроль над собой.

Бес может войти в тело человека под действием колдовства - если, конечно, человек не прибегает к помощи Божией, не исповедуется, не причащается, не молится. А может быть и какое-то попущение Божие, для вразумления.

С Мотовиловым, близким учеником и духовным чадом преподобного , произошел такой случай. После кончины преподобного он собирал сведения о его жизни и чудесах. И между прочим нашел повествование о том, как преподобный Серафим исцелил бесноватую девицу. Он подумал: «Ну, в меня бес никогда не войдет, потому что я часто причащаюсь». И как только он это про себя произнес, его окутало темное облако и стало проникать внутрь него, несмотря на его сопротивление. На протяжении недели он испытывал жуткие адские мучения. Потом, по молитвам его духовника, архиепископа Антония Воронежского, по молитвам, которые совершались во всех монастырях и церквях Воронежа, мука прекратилась, но окончательно он исцелился только через тридцать лет, с обретением мощей святителя Тихона Воронежского. Кстати скажу, что святитель Тихон для демонов очень страшен. У меня была одна знакомая бесноватая женщина, которая не могла слышать даже его имени. Когда при ней даже вскользь упоминали имя святителя Тихона, ее сразу начинало корчить.

– Откуда берут свою силу люди, обладающие сверхъестественными способностями, - экстрасенсы, прорицатели, прозорливцы? Их дарования от Бога или от дьявола?

– Экстрасенсы - это люди, находящиеся в прелести. Сами они, чаще всего, думают, что общаются с Богом, космическими энергиями или умеют извлекать из себя какую-то силу и таким образом помогать другим людям. Но на самом деле для того, чтобы творить чудеса от Бога, необходимо вести особенную духовную жизнь, святую. С точки зрения православия, экстрасенсы находятся в общении с нечистыми духами. Если они как будто бы и исцеляют, то эти «исцеления», во-первых, приносят страшный вред им самим, а во-вторых, могут повредить и тем, кого они лечат, - и душевно, и даже телесно. Конечно же, прибегать к помощи экстрасенсов нельзя, это все равно, что просить о помощи самих демонов, которые ищут только нашей гибели.

Что касается даров пророчества и прозорливости, то они, конечно же, бывают и от Бога - но в наше время встречаются крайне редко. Чаще встречается другое явление - ложная прозорливость, ложные прорицания. Демоны ведь потому и названы обольстителями, что умеют обманывать. Они подделывают свои действия под действия Божественной благодати, пытаются подделать и благодатное утешение, утешение от Духа Святого. Они могут показывать и видения; могут, как существа очень проницательные, угадывать будущее. Могут создать ложную прозорливость: одному человеку внушить какую-то мысль, а другому, которому хотят создать славу прозорливца, открыть ее. Часто они открывают такому «прозорливцу» грехи других людей - а кто знает грехи, как не демон, который сам на них и подстрекал? Поэтому, встречаясь с каким-нибудь человеком, имеющим славу пророка, надо быть очень осторожным.

Одна моя знакомая рассказывала, как ходила к некоему «прозорливому» батюшке, который на деле оказался просто прельщенным. Так вот, когда он беседовал с людьми, то у них поднималась температура, до 37, даже 38 градусов, они начинали как бы пылать. У них при этом не было никакого сердечного утешения, покаяния, решимости исправить свою жизнь, было просто такое вот ощущение. И они по неопытности решали, что этот человек благодатный. А что в этом, собственно, было благодатного? Ну, стало тебе жарко - и что? В присутствии этого же человека был такой характерный случай. Несколько людей сидели, ждали его. Он им называл их грехи, а подойдя к одной женщине-мирянке, спросил: «Ты почему ни о чем не думаешь?» А она сидела, молилась про себя Иисусовой молитвой. Что это значит? Это значит, что она при помощи молитвы отгоняла те мысли, которые ей демоны внушали, и этот «прозорливец», естественно, уже ничего сказать не мог.

– А как объяснить способности людей вроде Дэвида Копперфильда? Ведь он летал перед публикой, проходил сквозь Китайскую стену, все это было подтверждено современной аппаратурой.

– Может быть, он чародей, нас этим не удивишь. Ну, проходит он сквозь стену - подумаешь, мы и не про такое знаем. Допустим, чародей Кинопс, с которым духовно боролся Иоанн Богослов, мог пробыть много часов под водой. Но когда апостол Иоанн помолился, демоны оставили этого колдуна, и он, погрузившись в воду, оттуда уже не вышел. Симон Волхв, как мы знаем из книги Деяний, поднимался в воздух и летал. А когда демоны перестали ему помогать, он упал с большой высоты и разбился.

Все это делается нечистой силой, и для православного христианина тут нет ничего удивительного. Когда придет антихрист, он сотворит гораздо большие и страшные чудеса, не то что этот фокусник.

А может быть, такие люди - просто обыкновенные факиры. Мало ли что там подтверждает современная аппаратура. Это могут делать просто ради денег. Люди в наше время верят в науку, вот им и рассказывают про аппаратуру - так же, как в рекламных роликах «научно» доказывают, чем одна зубная паста лучше другой.

Как относиться к инопланетянам и параллельным мирам?

– Как относиться? Кино поменьше смотреть, и все. А то там есть все что угодно: и параллельные миры, и перпендикулярные миры, и конусообразные миры. Насмотришься, будешь потом искать контактов с внеземной цивилизацией. Придет к тебе кто-нибудь с рогами и скажет: «Я из конусообразного мира. Инопланетянин».

Советую по этому вопросу почитать книгу отца «Православие и религия будущего». В ней прекрасно об этом говорится. Конечно, инопланетяне - это бесовщина. В древности демоны прельщали людей через идолов, через ложные чудеса, а в наше время являются под видом инопланетян. Я не буду подробно об этом рассказывать. Об этом, повторю, очень хорошо говорит отец Серафим Роуз, он убедительно доказывает, что это явление именно бесовского характера.

– Что за существа барабашки? Могут ли они принести какой-то реальный вред?

– Барабашки - это просто , которые смущают людей, устраивая всякие фокусы: стучат ложками или еще чем-нибудь. Это явление вполне объяснимое и, к сожалению, довольно частое. Поэтому я, когда освящал квартиры, то добавлял к чину освящения молитву «О доме, который терпит наваждение от злых духов». Конечно, если человек не молится, не прибегает к помощи церковных обрядов и таинств, то он не имеет от этих наваждений благодатной защиты. Впрочем, бывает и наоборот: человек живет внимательной жизнью, усердно молится, а бесы его пугают: стучат, свистят, могут крикнуть или чем-нибудь зашуршать. Это такое мелкое хулиганство. Но, однако же, это мелкое хулиганство многих приводит в жуткий страх, у людей стынет кровь в жилах.

Думаю, если в таких случаях вести себя разумно, не обращать на эти выходки внимания и молиться как ни в чем не бывало, то все постепенно пройдет. Мой духовник рассказывал про себя такую историю: «Проснулся я, а на плече у меня змея - я перевернулся на другой бок и дальше стал спать». Вот и все, а если будешь пугаться, то на тебе будет и змея, и много змей, и все, что угодно. Ну, стучит кто-то - и пусть себе стучит. Подумаешь, какая разница: сосед дядя Вася в стенку постучал или бес какой-нибудь, - результат-то один и тот же.

– Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

– Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно - перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Исповедь бесноватого. "Сей род изгоняется постом и молитвой"

Прошлым летом я снял комнату близ станции Сиверская и каждую ночь в два часа рассматривал в морской бинокль красную планету Марс со снежной шапкой на маковке, которая в том году на удивление близко подошла к нашей грешной Земле.

Ученые астрономы утверждают, что последний раз она так близко подходила при неандертальцах, 60 тысяч лет назад.

Ну как тут не пожертвовать ночным сном для такой диковинки!

А по субботам и воскресеньям ходил я в церковь Казанской иконы Божией Матери, где и познакомился с одним странником - малороссом, который шел пешком из Великого Устюга на Полтавщину.

Ночевать ему было негде, и я пригласил его к себе.

У меня был куплен кусок свинины, я приготовил хороший ужин и пригласил гостя к столу.

Однако, он свинину есть отказался, пояснив:

Не вкушаю я свинину.

И не потому что я иудей или мусульманин, а все из-за того, что однажды в мой огород пролез паршивый соседский поросенок.

Паршивым я его, конечно, со злости называю, на самом деле, это был хорошо упитанный, розовый, весь налитый молодым жирком веселый и ужасно прожорливый поросенок.

Радостно похрюкивая и вертясь юлой, он стал жадно пожирать все, что зеленело и кудрявилось на грядках.

Увидев в окно этот грабеж, я понял, что урожай надо спасать, иначе прощай мои труды.

Я схватил швабру и с криком: "Ну, погоди, тварь, я тебе сейчас задам трепку!", - выскочил во двор и стал шваброй выгонять разбойника с огорода.

Но негодник не желал покидать эти благодатные угодья, уворачиваясь от швабры, он колесил по грядкам, вытаптывая посевы и на ходу хрупая все, что удавалось ухватить.

Все же я оказался проворнее и с размаху угостил вора шваброй по хребту.

Поросенок заверещал, бросился к проделанному им лазу в ограде и юркнул в дыру.

Не переставая вопить, он направился в свинарник, быстро перебирая передними ножками, а задние волоча по земле. Моя жена, выйдя на крыльцо с тазом мокрого белья, увидела покалеченного поросенка и, неодобрительно покачав головой, стала развешивать мокрое белье.

На следующее утро на соседнем дворе ярко горел костер, на котором хозяин ошмаливал вчерашнего поросенка, а жена его - баба лютая и зловредная, грозила кулаком в сторону нашего дома.

Снимая высохшее за ночь белье, моя жена обнаружила исчезновение моей любимой клетчатой рубашки, но отнесла эту пропажу на счет проходивших мимо цыган. Что касается соседа, работавшего кладбищенским сторожем и могильщиком, то ни шума ни скандала он не устраивал, справедливо рассудив, что поросенок, потравивший чужой огород, понес справедливое наказание. Но жена его рассудила иначе и, затаив на меня злобу, готовила черную месть.

Через неделю после этого случая, я проснулся посреди ночи от тяжких громовых раскатов, ослепительных вспышек молнии и дробного стука по крыше обложного дождя.

По комнате в одной ночной рубашке бродила жена, спотыкаясь о стулья, крестясь и шепча молитвы.

Отыскав спички, она затеплила лампадку в божнице и, встав на колени, клала земные поклоны и молила Илию-пророка, чтобы он не кинул молнией в наш дом.

В отличие от меня, она была очень богомольна и крепко держалась всех постановлений Православной Церкви.

Я же часто смеялся над ней и был равнодушен к вере, как и большинство тогда советских людей.

Но с той грозовой ночи со мной стало твориться что-то необычное: появилось безпричинное безпокойство, нервозность, чувство страха и тоскливое настроение.

По ночам меня мучили кошмары, снились мертвецы, дружно гнавшие меня из дома.

Я, конечно, и раньше выпивал, но теперь от тоски стал пить по-мертвому, бросил работать.

А однажды, плохо соображая, что делаю, полез на чердак и, привязав к балке веревку, повесился…

Очнулся я в больничном коридоре, намертво привязанный к старой железной кровати.

Оказывается, вернувшаяся с базара жена, увидела открытую на чердак дверцу, полезла, гонимая предчувствием, и перерезала веревку.

Вызвали скорую. Дежурный врач, осмотрев меня, махнул рукой и сказал: "Аминь!" Но все же занялся мной.

Несколько часов медики пытались вернуть несчастного висельника к жизни, но душа стремилась расстаться с опостылевшим телом, и только после поясничного прокола я пришел в себя. И долго еще ходил я с лиловым рубцом от веревки вокруг шеи, не мог говорить, а только хрипел.

Жена моя, как-то встретив цыган, стала стыдить их за украденную рубашку. Но всеведующие цыгане сказали:

Ты, золотая, нас не ругай, а кляни свою соседку - киевскую ведьму. Это она навела порчу на твоего мужа: украла рубашку и заставила своего мужа закопать ее в могилу с очередным покойником.

Услышав такое, жена просто обомлела. Вбежав домой с белым лицом, бросилась на кровать и залилась слезами.

На все мои расспросы - отмалчивалась… А мое беснование все продолжалось.

По ночам меня давили черные призраки, приказывая мне хриплыми голосами опять лезть в петлю.

Жена велела мне ехать в город и у знающих людей расспросить, как избавиться от порчи.

В город я приехал к вечеру, остановился у сродника-свояка. За ужином рассказал о своей беде.

Выслушав с сочувствием, свояк посоветовал обратиться к знаменитому психиатру Илье Давидсону, а если тот не поможет, то к экстрасенсу Ивану Брюханову.

Давидсон, оказавшийся сухопарым субъектом с козлиной бородкой, благосклонно меня выслушал, постучал молоточком по коленям и сказал, что чертей, демонов, ведьм, а также и Самого Бога в природе не существует.

Все это плоды моего больного воображения, и пора мне уже бросить пить, и неплохо бы заняться спортом.

Болезнь же мою назвал дромоманией , то есть - страстью к бродяжничеству.

И чтобы разрядиться - посоветовал побродяжничать и попринимать кое-какие таблетки.

Я стал пить таблетки и бродяжничать в окрестностях города. Из-за таблеток у меня стали дрожать руки и нижняя челюсть, а собаки, видимо, не перенося бродяг, покусали меня и превратили в лохмотья брюки.

На следующий день я отправился к экстрасенсу.

Дверь, ведущая в его кабинет, была увешана табличками, гласящими о трудах и званиях пана Брюханова.

Он именовался доктором эзотерических наук, почетным членом Тибетского союза ламаистов, действительным членом ассоциации вука-вука магов озера Чад и т.д.

Сам экстрасенс оказался толстым краснорожим мужиком с черной окладистой бородой.

Обряжен он был в черную рясу, а на тучном чреве были налеплены звезды каких-то иностранных орденов.

Он вперевалочку подошел ко мне вплотную и стал делать руками различные пассы.

Я как-то сомлел и упал в кресло. Мне не хотелось, но почему-то я дурным голосом кричал на Брюханова всякие ругательства.

Он надул щеки и сильно дунул мне в лицо, потом накапал в стакан чего-то черного и дал мне выпить.

Я погрузился в сон. Снилась мне помидорная война в Испании, по улицам ручьями тек томатный сок…

Проснулся я в кабинете все того же Брюханова. Он пил чай и погрозил мне пальцем:

Не удалось мне снять с тебя порчу, не помогли даже африканские капли вука-вука… Ищи святого старца-пустынника, может быть, он изгонит из тебя бесов.

Я совсем отчаялся и опустился.

Пил по-прежнему и вскоре потерял способность различать: где кошмары видений, а где действительность.

В храмы Божии меня не пускали и выталкивали вон, потому что, как только хор запевал антифоны, я становился на четвереньки и выл волком.

А когда выносили чашу с Дарами, кто-то изрыгал из меня матерную брань и я бросался с кулаками на священника.

Постепенно я оброс волосами, обносился и бродил по улицам, изрыгая мат на всех и вся.

Свояк, отчаявшись, выставил меня из своего дома.

Я стал побираться.

Нищенствовал молча, просто протягивая руку за подаянием.

Одежду и обувь находил на помойках.

В полях, вдали от людских глаз, я передвигался на четвереньках и жевал траву как древний Вавилонский царь Навуходоносор.

О доме и жене своей я совершенно забыл, будто их никогда и не было.

Ночевал в канавах, стогах сена, на кладбищах.

Однажды, проходя Черниговскую область, где много святых мест, я вышел к Троицко-Ильинскому монастырю.

Так как я не мог открыть рта, чтобы не изрыгнуть матерной брани, то я показывал монахам и богомольцам картонку, на которой было написано, что я ищу старца-пустынника. Но никто ничем не мог мне помочь.

Тогда я решил войти в собор в честь Живоначальной Троицы, где была чудотворная икона Божией Матери "Руно орошенное" с чудодейственным истечением слез, но какая-то неведомая сила выбросила меня из притвора на паперть.

Я заплакал, тогда из храма вышел иеромонах с кропилом и стал гоняться за мной по двору и кропить святой водой.

Я чуть не задохнулся от бешенства и запустил в него кирпичом.

Богомольцы сгребли меня и потащили к святому источнику.

Вода была ледяная, в ней, погруженные по грудь, сидели мужики и бабы.

Из будки вышел иеромонах и позвенел колокольчиком - пора было вылезать.

Многие окунулись с головой и побрели к берегу.

Но некоторые женщины берегли прически и окунулись лишь по шею.

И я увидел, что на их сухих головах сидела целая куча бесов.

Я стал кричать, что зря они сидели в святой купели.

Оглядевшись, я увидел, что на ближайших кустах и деревьях висят разноцветные тряпочки, ленты, кое-что из одежды, костыли, посохи…

Это мода такая у исцелившихся - развешивать что-то в знак благодарности.

Мода эта пришла к нам с католического Запада, где у источников и чудотворных икон принято вывешивать серебряные и золотые изображения исцелившегося органа.

Бесы, сидевшие во мне, глумились и хохотали.

Ко мне направился иеромонах, намереваясь ожечь меня крестом, и я убежал в лес.

А ночью опять отправился на поиски неведомого святого старца.

С Украины я вышел в Россию и везде показывал картонку с надписью, что ищу святого старца.

Так я вышел к Арзамасу, прошел к Дивееву, но только около Оптиной пустыни я встретил монаха, который посмотрев на мою картонку, спросил:

Ты слышишь ли речь?

Я кивнул.

Тогда он перекрестился и посоветовал:

Ступай, мил человек, в Вологодскую губернию на реку Сухону к Великому Устюгу. Там в лесах около Коченьги ищи праведного старца Нила. Если он еще жив, то должен тебе помочь и от бесов освободить.

Как только он это сказал, живот мой заходил ходуном, - бесы всполошились, стали срамно ругать монаха.

Старик перекрестился и ушел от меня, а я обрадовался, уж если бесы перепугались - значит, вологодский старец жив и поможет мне.

На деньги, скопленные в странствовании попрошайничеством, я купил на барахолке приличную одежду, сходил в баню, подстригся. Осталось только найти старца.

Где его искать, сказать мог, пожалуй, только священник.

Я обосновался около старейшего на севере Гледенского монастыря, что в четырех километрах от Великого Устюга при слиянии рек Сухоны и Юга.

На мое счастье, после долгого ожидания, на Успение Божией Матери из монастыря вышел крестный ход.

Несмотря на то, что бесы начали давить меня, я приблизился к нему и стал всем подряд показывать свою картонку с надписью: "Где мне найти старца Нила?"

Две добрые женщины рассказали, что отец Нил жив-здоров и объяснили, как до него добраться.

В тот же день я доехал до Кочаньги, а потом лесной дорогой двинулся к старцу.

Долго ли близко ли шел. Но вот передо мной лесная келья старца - небольшая изба с пристроенным к ней бревенчатым сараем.

На мой докучливый стук в окно из избы вышел высокий благообразный старец явно постнического вида, с большой седой бородой, густыми кустистыми бровями, одетый в старый, закапанный воском подрясник с широким кожаным поясом и наперсным крестом на груди.

Отдав мне поясной поклон, он посмотрел на меня проницательным взглядом своих голубых глаз и сказал:

Говори, чтобы я мог тебя видеть.

Я открыл рот, и оттуда полилась густая матерная брань на старца и Святую Троицу.

Так ты не один пришел, вас оказывается целая компания, - с улыбкой сказал отец Нил.

А теперь - молчи и терпи, если хочешь быть избавлен от злокозненных бесов. "Сей род изгоняется постом и молитвой", - сказал наш Господь Иисус Христос". Бесы при этом святом имени бурно запрыгали и заворчали в моем чреве.

Раздевайся до трусов, бери эту старую шубейку, миску для воды и пойдем в сарай.

Сарай был просторный и крепко сбитый.

По сухому навозу было видно, что раньше здесь стояли кони.

В бревенчатую стену была вделана цепь с железным поясом на конце.

Старец надел на меня этот пояс и замкнул висячим замком.

Налил в миску воды, принес горсть ржаных сухарей.

Потом принес из кельи большие листы бумаги с крупно написанными на них молитвами и прикрепил листы к стене напротив меня.

Чадо, - сказал он. - Претерпевый до конца той спасется.

С этими словами он запер двери и ушел.

Итак, я, как бешеный кобель, был посажен на цепь, на воду и черные сухари.

Я стал лаять, скакать и рваться на цепи.

Мне показалось, что у меня даже вырос собачий хвост.

Я бранился на старца и угрожал вырвать ему бороду. Устав, я выпил воду, а сухари разбросал.

В развешенные по стенам молитвы кидал сухим конским навозом.

На шум и крики пришел старец с кропилом и плетью.

Став на безопасное расстояние, он сначала кропил меня святой водой, а потом доставал и плетью.

Я немного утихомирился, а старец стал беседовать с моими бесами.

Они кричали, что так хорошо устроились потому, что я вел свинский образ жизни: курил, пил водочку, в церковь не ходил, в Бога не верил, да еще кормчествовал - гнал тайно самогон и продавал его пьяницам.

Да еще кроме жены имел любовницу.

А закопанная в могилу рубашка тут ни при чем, поскольку соседка никакая не ведьма, а такая же бесноватая баба, как и тот, в коем мы сидим. Хорошо сидим и не выйдем, и ты, старец Нил, не пугай нас.

Бог за беззакония Филиппа попустил нам войти в него для его истязания. Вот и будем мы мучить Филю, пока опять в петлю не залезет.

Старец на это ответил:

Бес свирепый и лукавый, я вместе со Христом Иисусом допеку вас и выгоню из этого грешного страдальца. Так и знай! Я слов на ветер не бросаю.

Бесы ответили ему на это глумливым смехом, свистом и бранью.

К утру я ужасно проголодался, потому что всю ночь продрожал под ветхим тулупчиком.

Я стал вопить и рваться на цепи:

О, злой старче, принеси мне хоть каких-нибудь объедков, а то я с голоду околею.

Старец долго не приходил, видимо, стоял на молитве.

Но вот ворота распахнулись, и старец налил мне в миску воды и посохом подтолкнул ко мне разбросанные во всему сараю сухари. Я жадно грыз сухарь и смотрел в открытые ворота на волю, где шел мокрый снег…

После двухнедельного сидения на цепи, на воде и сухарях я ослаб духом и телом, и даже стал понемногу читать развешенные на стенах покаянные молитвы, хотя бесы забивали меня своими нечестивыми криками и удушьем.

Бывали у меня недолгие просветления ума, когда я понимал, что страдаю, что наказан за свое неверие и свинский образ жизни, я страстно желал освободиться от своих мучителей и стать достойным сыном Церкви.

Но сам, без Божией помощи и помощи старца, ничего не мог сделать. На третью неделю, когда я еще сильнее ослаб телесно, старец освободил меня от цепи и перевел в баньку, где я мог согреться, протапливая каменку, и даже хорошенько помыться.

Старец Нил стал приходить ко мне чаще. Входил он со словами:

Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Услышав это, бесы прыгали у меня во чреве и глумливо хохотали.

Старец осенял меня крестом, кропил святой водой, кадил ладаном и читал запрещательную молитву святого Василия над страждущими от демонов.

Он повторял эту молитву по десять раз, кадил ладаном, бросал меня на лавку и давил большой Богородичной иконой "Достойно есть".

А если я начинал буйствовать - хлестал меня плетью.

"К тяжелой болезни надо и сильное лекарство", - говаривал он.

А бесы вопили:

Злой калугере, сидели, сидим и сидеть будем! На что нам выходить, чтобы идти в бездну? Пожалуй, мы можем выйти из этого проклятого грешника, но только в свинью Гадаринскую.

Да где ж здесь взять свинью Гадаринскую, господа черти? А вологодская вам не подойдет?

Свинья - везде есть свинья. Давай и вологодскую.

Тогда старец меня немного подкормил, вернул одежду, деньги и велел в ближайшем селе купить и привести свинью.

Я заготовил картонку:

Куплю годовалую свинью, - и пошел по селам.

Меня принимали за глухонемого, и я вскоре сторговал у одного хозяина порядочную хрюшку.

Подгоняя хворостиной, я пригнал ее к старцу.

Старец оглядел ее и одобрил:

Совсем как Гадаринская.

А следующее утро в баньке, в присутствии удивленной, сидящей на заду свиньи, старец начал изгнание бесов.

И услышал я страшные слова старца:

Я изгоняю из тебя бесов, Филиппе, больной, но возрожденный через святой источник Крещения именем Бога, искупившего тебя Своей драгоценной Кровью, чтобы ты стал очищенным от бесов. Да удалятся от тебя всякие нечистые духи и всякое зло дьявольского обмана, заклинаемый Иисусом Христом, Который придет судить живых и мертвых. Аминь!"

После этих слов меня бросило на пол, и я с криком забился в судорогах, как подстреленный голубь.

Изо рта пошел коричневый зловонный дым и вошел в раскрытое рыло свиньи.

Свинья вскочила на ноги, глаза ее налились кровью, и она с рычанием стала бросаться на стены и дверь.

Дверь, не выдержав напора, распахнулась, и свинья, безпрерывно вопя, большими скачками помчалась в лес.

Старец трижды произнес:

А свинью с бесами сожрут в лесу волки.

Потом он попарил меня в баньке, привел в свою келью и причастил Святыми Дарами.

Всю ночь напролет возносили мы с ним Богу благодарственные молитвы, а под утро легли спать.

Я хотел остаться у старца келейником, но он сказал, что поскольку я был бесноватым, потому, по Евангельской традиции, должен идти домой и рассказывать людям, что сотворил со мной Бог.

Признаки бесов, признаки одержимости и негатива на человеке (сглазы, порчи, проклятия)

Огромное количество человек и не подозревают, что одержимы сущностью. Человек может просто думать, что у него все в порядке, просто стал немного раздражительный. Думает, может луна или погода влияет, находит любую причину из вне, а не в себе. Явным признаком присутствия беса в человеке является нежелание человека идти в церковь и невозможность пребывание в ней. Церковь имеет высокочастотные вибрации, опасные для сущности, поэтому под любыми предлогами, любыми путями человек с сущностью будет обходить церковь. Негативная реакция на молитвы заметна сразу. Сущность подключается, часто к нервной системе, органам и другим местам концентрации энергии. За счет этой связи и обостряются способности человека или появляются новые, а при изгнании весь организм и вся нервная система реагируют на процесс изгнания, начиная от судорог и заканчивая криками и истерическим смехом.


Основные признаки одержимости или признаки негатива на человеке:

  • частые и необоснованные эмоции негативного характера, особенно мысли о суициде.
  • чувство депрессии, усталости от жизни, попытки самоубийства.
  • слабость и быструю утомляемость
  • проявление негативных внешних проблем в жизни человека (во всех сферах жизни: семьи, роботе, финансах, здоровье…)
  • нежелание идти в церковь или невозможность пребывания в ней,
  • нежелание “примириться” с Богом, нежелание воцерковляться
  • тяжело находиться в церкви;
  • при виде священника возникает паническое состояние, а перед священными реликвиями - страх;
  • наступают частые припадки и конвульсии;
  • могут проявиться сверхъестественные способности, ранее несвойственные человеку;
  • в момент страха или борьбы может возникнуть чудовищная сила;
  • не осознавая себя, человек может произносить фразы на невиданном языке.
  • навязчивая хула на Бога и святыни без соизволения человека;
  • чувство злости, зависти, обид к окружающим
  • после посещения колдунов, магов, особенно черных.
  • все некрещеные
  • нахождение в секте или группе лиц, которая агрессивно распространяет свои идеи, или идеи против Бога
  • проверка со стаканами со святой и обычной водой: налить 3 стакана воды - в 2 стакана святой и в 1 стакан обычной, и если человек постоянно будет выбирать стакан с обычной водой, то он не чист и одержим бесами.
  • злоба и раздражительность по отношению к инакомыслящим,
  • беспричинные агрессии, постоянная раздражительность, неосознанная и навязчивая ненависть к окружающим ближним
  • когда время от времени вами владеет энергия гнева и ненависти - истерики;
  • ярость с желанием крушить что-нибудь;
  • когда человек совершает несвойственные ему действия и поступки, меняется до неузнаваемости, не имеет контроля над собой в какие-то моменты,
  • по внезапному настороженному чувству (рядом кто-то есть), причём чувство это, гнетущее тревожное.
  • где грех, там и бес. Ему уютно жить с вами грешном.
  • когда человек начинает слышать чужие мысли, голоса.
  • изнасилования бесами женщин (во сне)
  • предпочтение гомосексуальных отношений
  • когда вас тянет к просмотру фильмов ужасов, порнографии, кровопролития, жестокости и насилия и при этом вы испытываете удовольствие от просмотренного, но хуже всего, если вас тянет и в реальной жизни по сценарию фильма повторить сцены насильства и жестокости.
  • тяга к оккультной символике, к книгам по оккультизму, целительству, магии, колдовству и при этом боязнь зайти в церковь, нежелание исповедоваться.
  • множество разнообразных болезней, но при диагностики человека – все анализы хорошие
  • соблюдаться психические расстройства, желание кому-то причинить боль.
  • психические нарушения: подавляющее большинство психических расстройств от бесов, прямая одержимость или умоповреждение, когда бесы повредят ум человека и отступают от него
  • различные неврозы
  • все виды депрессий (состояний уныния и отчаяния)
  • беспричинные страхи
  • целый ряд физических заболеваний, болей и неприятных ощущений
  • навязчивые ругательства (особенно матом, когда он сам срывается с уст),
  • желание показаться обнаженным перед противоположным полом,
  • блудное возбешение без саморазжения;
  • желание гримасничать, кривляться, строить рожи, паясничать;
  • непреодолимая страсть к азартным играм;
  • непреодолимая страсть к чему-либо материальному
  • зависимость от алкоголя (курения), постоянно пьянство (каждый день), тяга напиться.
  • влечение к различным видам демонизма, сильная одержимость какой-либо страстью, насильственное влечение к самоубийству;
  • беспокойство, когда человек ни в чем не может найти покоя;
  • беспричинный смех.
  • нежелание иметь детей (если вам давно за 20лет)
  • частые обманы со стороны человека (бес никогда не скажет правду)
  • частые измены одного из супругов (пары)


Бесы могут способствовать или наводить целый ряд известных и неизвестных болезней:

  • горячка,
  • скручивание,
  • согбение,
  • сухочленство (высыхает рука или нога),
  • выворачивание головы,
  • постоянное трясение членов,
  • повременное трясение головой или членами, обостряющееся в присутствии благодатного человека или святыни,
  • падучая болезнь (эпилепсия),
  • скованность тела,
  • беспричинная холодность тела,
  • необыкновенная потливость,
  • нарушение выделений и отправлений организма,
  • увеличение желез и нарушение их функций,
  • слепота, глухота, немота,
  • различные опухоли, раковые болезни,
  • СПИД, ожирение,
  • неестественная худоба,
  • боли в суставах,
  • подкожный зуд,
  • непроходящая жажда или алчба,
  • импотенция (у молодых и здоровых людей),
  • астматические явления,
  • аллергические реакции,
  • вирусные заболевания,
  • диабет,
  • многие накожные образования и болезни, сомнамбулизм, лунатизм, левитация и многое другое.

Многие скептики очень любят шутить на данную тему. В насмешку над теми, кто в это верит, они снимают фантастические фильмы, проделывают различные фокусы на камеру. Однако, давно уже известный факт гласит следующее: все те, кто снимались в подобных фильмах, очень скоро расплачивались перед высшими силами. Постоянные травмы актеров, непонятные грохоты, шумы, стуки, а иногда и смерть главных героев.

Виды одержимости

Одержимость, как правило, разделяют на два вида: в первом случае нечисть абсолютно подавляет дух человека и его тело становится просто физической оболочкой для нечисти, а во втором случае она проявляет себя как вторая личность в теле человека, постоянно соблазняя его совершить какой-либо грех и провоцируя его на гадкие поступки.

Самый простой и лёгкий способ подчинения дьяволом себе человека – это раздражение. Чем больше человек даёт волю своему гневу, тем больше нечисти скапливается вокруг него. Люди, которые вспыльчивые и легко провоцируемы на любой конфликт, самая простая добыча для бесов. С такими людьми не рекомендуется вступать в какое-либо взаимодействие. И многие факты это подтверждают.

Дьявол — это существо, которое обладает невероятной силой.

Существуют священники, которые занимаются изгнанием нечисти из человека. И они рассказывают о том, при каких обстоятельствах бесы вселяются в людей. К примеру, одна из таких пациенток проживает в деревне. Все жители её знали как невыносимую вздорную особу, которая постоянно ругалась с соседями и говорила им всякие гадости при любой встрече с ними. В один момент муж заметил признаки бесноватости у неё и пригласил священника для изгнания. Подробнее об этом читайте в цикле статей, посвященному экзорцизму:

В другом случае две девушки славились своим легким и несерьёзным отношением к жизни. Они очень любили экстрим и однажды решили поиграть на одной из могил. Они прыгали через неё, плясали рядом и кричали всякие глупости. Вечером, когда они вернулись домой, они стали кричать не своим голосом, вести себя крайне агрессивно и старались разгромить дом.

Бесовские атаки сродни вирусам

Священники сравнивают попадание бесовской силы в организм с заражением вирусами или бактериями. Если у организма слабый иммунитет, то он подвержен воздействию самых различных заболеваний. Как физическое тело, так и духовное нуждается в защите. При её отсутствии душа становится решетом, в которое летит различного рода отрицательная энергия и становится легкодоступной для дьявола.

Как физическое тело нуждается в ежедневной гигиене, так и душа становится грязной при совершении греха. Но пока человек молится Богу, искренне раскаивается, исповедуется и всячески старается жить с Христом в душе, до тех пор его он находится под небесной защитой. Многие считают, что нет смысла исповедоваться, если всё равно потом люди продолжают грешить. Это очень веское заблуждение. Дьявол всегда всячески старается отвадить человека от посещения церкви, ибо это первый шаг к пути в ад.

Ещё одно страшное заблуждение гласит следующее: Господь наказывает людей за грехи и лишает их небесной защиты, насылая всяческие кары и наказания. Это абсолютно не так! Он любит людей как любой создатель боготворит своё творение. И как любящий отец, он уважает выбор своего чада. Вступая в контакт с нечистой силой (призывая духов, привидения, стараясь столкнуться с потусторонней силы из банального любопытства), человек добровольно встаёт на сторону тёмной силы и принимает её, тем самым отталкивая себя от Бога. Он всего лишь уважает свободу выбора людей. Дьявол никого силком к себе в логово не затаскивает. Он всего лишь искушает и предлагает свои услуги. А вот принимать их или нет – это дело каждого.

Сатана предлагает свои услуги человеку не из любви к ближнему, а всего лишь из желания отомстить Богу. Таким образом он отнимает у него его детей. И вот человек уже из сына Божьего становится сыном Дьявола.

Как же определить бесноватого человека? Самый простой и эффективный способ – это предложить ем святую воду. Бесноватый человек будет бояться её и всячески отказываться. Даже если не говорить ему об этом заранее, он не сможет её выпить. Чтение молитвы даже мысленно также помогает определить человека, внутри которого поселилась нечисть. Проявляют такие люди себя по-разному: одни начинают кашлять и задыхаться, стараясь отойти от верующего человека как можно дальше, другие же наоборот набрасываются на него, пытаясь задушить или нанести другие увечья. Некоторые начинают вести себя как животные, царапаться, кусаться, кричать страшным голосом, разговаривать на неизвестном языке. Про таких ещё говорят «одержим бесом», то есть, бес им настолько сильно управляет, что человек уже не может себя контролировать. Он принадлежит не себе, не осознаёт что он делает и не помнит об этом потом.

Дьявол наделяет человека сверхъестественными силами

Зачем же бесы вообще вселяются в человека? Всё очень просто. Изначально демоны не имеют физического тела. Они выглядят ровно настолько, насколько человек способен их представить. Вселяясь в тело человека, он получает практически неограниченный доступ в человеческий мир. С помощью человеческого тела бес может цеплять новые жертвы, становясь всё сильнее и сильнее.

Как защитить себя от бесов?

Как же человек может защитить себя от бесовского влияния? Главное – это не бояться любого бесовского влияния. Страх – это один из самых распространенных источников проникновения беса в человеческую душу. Если человек боится нечисти, он становится крайне уязвимым для неё. Тот же самый морок питается исключительно человеческими страхами. И принимает именно тот вид, который люди сами рисуют в своей голове. Также работают порчи, сглазы, привороты и прочие демонические практики.

Кроме того, человек обязан работать над собой. Пока он занимается саморазвитием, учится контролировать свои эмоции, имеет в душе стойкую веру в Бога, он практически неуязвим для любой нечисти. Самая распространённая ошибка людей — это прибегать к помощи магов и экстрасенсов при столкновении с потусторонним миром. Этого делать ни в коем случае нельзя. Пока человек находится под божественной защитой, то никакая энергетическая программа не сможет ему навредить.

Бесноватость – миф, пришедший к нам из средневековья, или реальность? Имея медицинское образование, я никогда не верила в демонов, подселённых в тело человека, т.к. знала, что этому феномену есть научное объяснение, и зачастую оно связано с наличием расстройств психики. Но, проходя практику в психоневрологическом диспансере, мне довелось столкнуться с бесноватым человеком, признаки такого явления заметно отличаются от симптомов психического заболевания. В этой статье я расскажу, как распознать одержимого человека и уберечь себя от подобной участи.

По мнению представителей духовенства, одержимость бесами – это суровая реальность, а не средневековые выдумки. Вокруг немало бесноватых людей, но поскольку нечистая сила не хочет быть замеченной, она умело скрывается в теле своей жертвы. Священнослужители утверждают, что демона в человеке можно распознать по глазам. От его холодного и проницательного взгляда становиться не по себе.

Люди, в которых подселился бес, не переносят всё, что связано с религией. Они могут обладать широким кругозором, иметь разные увлечения, учитывать чужое мнение и с пониманием относиться к другим. Но стоит начать разговор о Боге и о том, что с ним связано, как они тут же меняется в лице, а от их учтивости и уважения не остаётся и следа. Бес не в состоянии скрывать своё присутствие, когда слышит что-то о своём извечном противнике. Кроме того, они не могут находиться в церкви или рядом со священником.

Помимо выше перечисленного, бесноватость можно распознать по следующим признакам:

  • агрессивное поведение, ругань матами;
  • разговоры чужим голосом, не редко от третьего лица, а также на неизвестном языке;
  • эпилептические припадки, судороги;
  • от человека исходит запах серы;
  • способности к телекинезу, левитации, чтению мыслей;
  • мысли об убийстве или суициде;
  • отсутствие сочувствия, жалости и стыда.

Зависимости и пристрастия бесноватых людей

Бесы в людях часто выдают себя нездоровыми пристрастиями и различными зависимостями, к числу которых относятся:

  1. Блуд, неутолимая страсть и прелюбодеяние. По мнению церкви, сексуальные отношения вне брака являются недопустимыми, и считается, что на это людей толкают тёмные силы. Одержимые особы ведут себя распущенно и похотливо. Они не в силах сдерживать своё влечение к противоположному полу, а иногда и к представителям своего пола, поэтому часто меняют половых партнёров. Будучи в браке такие люди изменяют своим супругам.
  2. Наличие вредных привычек. Бесноватые люди зачастую являются алкоголиками или наркоманами. Демон, пребывающий в теле человека, заставляет его употреблять алкоголь и наркотики, чтобы ускорить процесс разрушения личности, и покорить себе не только его тело, но и разум. Будучи в изменённом состоянии одержимые люди ведут себя агрессивно и неадекватно, а после отрезвления ничего не помнят.
  3. Чревоугодие или обжорство. Неутолимый аппетит и постоянные мысли о еде могут свидетельствовать о наличии демона в человеке. Каждый приём пищи таких личностей выглядит, как грандиозное застолье для компании из 3-х человек. Кроме того, они всегда и везде что-то жуют – дома, на работе, в транспорте, на улице или в гостях.
  4. Зависть. Чужие успехи нормального человека мотивируют к самосовершенствованию и достижению собственных высот. В то время как бесноватые люди, глядя на триумф и счастье других людей, начинают им всячески вредить. Чувство зависти их полностью поглощает и заставляет совершать немыслимые поступки.

Бесноватость или психические отклонения?

Несмотря на то, что признаки бесноватости и психических расстройств имеют некоторые сходства, отличить одержимого человека от больного вполне возможно. Человек, в теле которого живёт бес, по отношению к окружающим ведёт себя агрессивно. Конечно, некоторые расстройства психики также могут проявляться подобным образом, поэтому во внимание следует брать те случаи, когда личность постоянно ведёт себя злобно, вне зависимости от ситуации.

Чтобы отличить психбольных людей от бесноватых, можно провести ряд специальных проверок, благодаря которым нечистая сила непременно себя проявит:

  • заговорить о религии или начать молиться;
  • поставить перед человеком икону или зажечь ладан;
  • подлить святую воду в напиток и дать выпить предполагаемому одержимому человеку.

Существует ещё один простой, но в то же время эффективный, способ выявления бесов, вот только его следует применять в совокупности с другими методами, чтобы исключить случайность. Поставьте перед человеком 2 стакана, в одном из которых будет обычная вода, а в другом – святая. Демоны сразу почувствуют опасность, и ни в коем случае не потянутся за стаканом с освящённой водой.

Несмотря на то, что священнослужители верят в бесноватость, они утверждают, что сегодня большая часть якобы одержимых людей на самом деле являются психически больными. А некоторые личности и вовсе притворяются бесноватыми, чтобы привлечь к себе внимание окружающих.

Характерные заболевания

Демонические сущности могут проявляться не только в агрессивном поведении человека, а и в виде физических недомоганий:

  • общая слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • конвульсии и судороги;
  • головные боли;
  • беспричинная тошнота;
  • излишняя худощавость или ожирение;
  • тремор конечностей;
  • горячка или пониженная температура тела;
  • мумификация частей тела.

Конечно, не стоит все тревожные симптомы воспринимать за бесноватость, необходимо сперва обратиться к врачам, чтобы выявить причину плохого самочувствия. Если же наличие какого-либо заболевания не будет подтверждено, то, скорее всего, человеком завладел бес, и пытается всячески вредить его здоровью.

Священнослужители рассказывают и о таких случаях, когда демон завладевает разумом родителя и всячески его убеждает в одержимости ребёнка. В итоге, вместо того чтобы обратиться в больницу, они пытаются всячески изгнать нечистого из своего чада, что не редко приводит к его гибели. Как правило, такие люди категорически отказываются от традиционной медицины, аргументируя огромное недоверие к ней.

Как уберечься от подселения бесов

По мнению священников, люди сами себя подвергают опасности, когда начинают вести неправильный образ жизни. Бес может войти в человека вместе с грехом, например, алкоголем, наркотиками, прелюбодействием, цинизмом, убийством. Грешники не имеют сильного ангела-хранителя, а также они лишены Божьей благодати, поэтому демоническим сущностям не составляет труда подчинить себе его тело и разум.

Чтобы уберечь себя от нечистой силы, нужно придерживаться христианской морали, следовать библейским заповедям, регулярно посещать церковь, причащаться, исповедоваться в содеянных грехах, читать молитвы, придерживаться поста. К верующим людям бесы боятся подступать, т.к. он находится под защитой Бога. К тому же никогда не поздно начать вести праведную жизнь и побороть свои пристрастия, прежде чем демон попытается вами овладеть.