Сергей есенин. Подготовка к ЕГЭ по литературе

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины» Есенин: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Творческий путь Есенина продлился всего 10 лет.

Некоторое время Есенин был связан с течением имажинизм, которое провозглашало «победу образа над смыслом». Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами, являться «толпой образов»

1.Тема Родины

«Гой ты, Русь, моя родная…

«Топи да болота»

«Каждый труд благослови, удача»

«Край любимый! Сердцу снится…»

Поэма «Русь» (1914)

«Неуютная жидкая лунность»

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Поэма «Русь советская» (1924)

(Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как её облик. Но остаются неизменными те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить».

2.Тема родной природы.

«Несказанное, синее, нежное…»

«Клён ты мой опавший…»

«Песнь о собаке»

«Корова»

Никто до Есенина не писал с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом о животных.

3.Философские мотивы лирики. Поэзия последних лет отмечена стремлением к гармони-ескому мироощущению. Приятие жизни, родственное пушкинскому, находит порой у Есенина почти декларативное выражение: «Приемлю всё. Как есть всё прнимаю…»

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Отговорила роща золотая…»

«Мы теперь уходим понемногу…»

4.Любовная лирика. Поэт утверждает, что прекрасен любящий и страшна замена живого чувства суррогатом, неизбежна жестокая расплата за то, что человек «себя не сберёг». Любовь предстает в стихах Есенина как живая сила, освещающая душу сиянием поэзии и красоты. Чувство к женщине сливается с чувством любви к родине и жизни.

«Письмо к женщине»

Цикл «Персидские мотивы»: «Улеглась моя былая рана…»

«Ты сказала, что Саади…»

«Голубая да весёлая страна»

«Шагане ты моя, Шагане…» и др.

Цикл «Любовь хулигана» Спасение заблудшего человека возможно только через любовь:

«Заметался пожар голубой…»

«Ты такая ж простая, как все…»

«Пускай ты выпита другим…»

«Дорогая, сядем рядом…»

Мне грустно на тебя смотреть…»

«Ты прохладой меня не мучай…»

«Вечер чёрные брови насопил…»

Айседора Дункан – последняя любовь Есенина.

Поэма «Чёрный человек» (1925)

Поэма «Анна Снегина» (1925)

В поэме слились основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская».

Жанр – сам Есенин определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. События поэмы раскрываются через судьбу, сознание и чувства поэта и главной героини Считал лучшим произведением.

Тема угасания «дворянских гнезд», начатая Тургеневым, развитая Чеховым, получила у Есенина свою интерпретацию: он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти «дворянские гнёзда исчезли».

Главная тема – Октябрь и деревня.

Действие поэмы начинается со времени февральской революции и заканчивается рассказом о событиях гражданской войны.

Снегина – символ чистоты, как снег, символ утраченной навсегда юности.

Герои ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы.

1.Укажите название художественного приёма, к которому прибегает Есенин для создания образа живой природы:

Дымом половодье зализало ил,

Жёлтые поводья месяц уронил.

2.Какой приём используется в приведённом ниже фрагменте из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

3.К какому литературному течению одно время принадлежал Есенин и которое оказало влияние на его творчество?

4.Опрелите художественное средство выразительности, используемое Есениным:

А)Белая берёза Принакрылась снегом

Под моим окном Точно серебром

Б) «Рассвет рукой прохлады росно Сшибает яблоки зари»

В) «Синь то дремлет, то вздыхает»

Г) «Как серёжки, зазвенит девичий смех»

Д) «Звонко чахнут тополя»

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.ч

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

5.Как называется художественный приём, использованный Есениным для изображения зимы: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает?

6.Как называется изобразительное средство, которое Есенин использует во второй строфе («воробышки игривые, как детки сиротливые»)?

7.Укажите термин, которым обозначается средство выразительности «А по двору метелица ковром шелковым стелется».

8.Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении («Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака»)?

ПЕСНЬ О СОБАКЕ

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

9.Как называется повтор согласных звуков, который помогает передать чувство умиления и теплоты во 2 строфе и неприятие грубости и жестокости в 3 строфе?

10. Назовите поэтический приём, дважды использованный в 4 строфе, который передаёт напряжённость, драматизм ситуации.

11.Укажите пару глаголов-антонимов, передающих контраст в состоянии собаки и в настроении стихотворения.

12Как называется художественный приём, основанный на резком противопоставлении (мир собаки-матери и мир хмурого хозяина)?

13.Какой приём иносказательной выразительности использован в двух последних строках стихотворения?

14. В каком году написана «Анна Снегина»?

15. С каким произведением русской классики первой половины XIX века роднит «Анну Снегину» отсутствие экспозиции, открытый финал, наличие ретроспективных описаний, использование формы писем, тема дворянских гнезд, описание первой любви героев, дистанция между автором и героем?

16. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение С.А.Есенина «Анна Снегина».

17. Кто был прототипом Анны Снегиной?

18. Любовный сюжет в «Анне Снегиной» раскрывается импрессионистично, как череда фрагментов, цепь впечатлений, ощущений. Как называется такой тип композиции?

19. Что ответил лирический герой «Анны Снегиной» на вопрос: «Скажи, кто такой Ленин?»

20. Узнайте героя по портрету.

Мужик – что твой пятый туз:

При всякой опасной минуте

Хвальбишка и дьявольский трус.

Таких вы, конечно, видали.

Их рок болтовнёй наградил.

Носил он две белых медали

С японской войны на груди.

21. Кто расстрелял Прона Оглобина?

Узнай, что в двадцатом годе

Расстрелян Оглобин Прон.

22. Назовите термин, определяющий художественный образ, повторяющийся в «Анне Снегиной», создающий настроение, являющийся эмоциональным фоном произведения:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

23. Откуда на имя Сергея пришло письмо, начинающееся словами:

Вы живы?.. Я очень рада…

Я тоже, как вы, жива

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова

Теперь я от вас далеко…

Письмо матери

24.Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчёркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?

25.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Впишите соответствующие номера в порядке возрастания.

1)ирония 2)эпитет 3)повтор 4)риторический вопрос

5)сравнение

26.Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: Не буди , как восемь лет назад.

Не б уди того, что отмечталось…

27.Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке: «Ты одна мне несказанный свет»?

28.Каким размером написано стихотворение «Письмо матери»?

Задания с развёрнутым ответом ограниченного содержания

С1.В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о родине?

С2.Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»? (Приведите 2-3 примера стихотворений с указанием их авторов и обоснуйте свой выбор)

С3.Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Поёт зима – аукает…»

С4.Каково ведущее настроение стихотворения «Поёт зима – аукает…»

С5.Какую тему, отражённую «Поёт зима – аукает…» и в лирике С.Есенина, можно считать одной из главных тем российской поэзии 19 века (на примере творчества нескольких поэтов)?

С6.Почему Есенин определил жанр стихотворения «Песнь о собаке» как «песнь»?

С7.Как различные поэтические приёмы помогают автору выразить пафос стихотворения

С8.Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношений человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

Задания с развёрнутым ответом (сочинения)

1.Как раскрывается тема любви в лирике Есенина?

2.С помощью каких художественных средств Есенин раскрывает перед нами мир природы?

3.Каковы взаимоотношения между человеком и природой в лирике Есенина?

4.Как раскрывается тема «малой родины» в творчестве Есенина?

5.Согласны ли вы с у4тверждением, что лирика Есенина носит «исповедальный характер»?

6.Как биография Есенина отразилась в его творчестве?


Какие чувства к Родине испытывает лирический герой?

В стихотворении «Запели тесаные дроги…» лирический герой описывает красоты России. Обращаясь к родной земле, герой использует прием олицетворения («запели тесаные дроги», «бегут равнины и кусты», «синь, упавшая в реку»), что говорит о его невероятной привязанности к Родине, которой он очень дорожит. Лирический герой предчувствует грядущие изменения в стране, о чем говорит следующая строка: «Ты на туманном берегу». Однако он не может не верить в светлое будущее страны и, скованный «цепями» любви к России, чувствует огромную зависимость от нее. Для героя нет ничего милее «малинового поля» и звона «родных степей», которые вызывают в нем «теплую грусть», светлое, доброе чувство. Таким образом, Родина заставляет героя чувствовать целую палитру чувств.

В каких произведениях русских поэтов выражается их отношение к Родине и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Запели тесаные дроги…»?

Отношение к Родине выражается в таких стихотворениях, как «Родина» М.Ю. Лермонтова и «Россия» А.А. Блока.

Лирический герой Лермонтова называет свою любовь «странною», и действительно, это необычная любовь: как и в стихотворении Есенина, герой любит Родину именно естественной любовью, основанной на внутренней связи русского человека с русской природой. Лермонтов пишет: «Ни слава, купленная кровью, …/Ни темной старины заветные преданья/ Не шевелят во мне отрадного мечтанья…».

Гораздо ближе его сердцу «степей холодное молчанье» и «лесов безбрежных колыханье», которые и вызывают искреннюю любовь к Родине. Так же и любовь лирического героя Есенина связана с внутренней связью с природой.

В стихотворении «Россия» Блок пишет о трудностях, выпавших на долю страны. Однако, по мнению поэта, ни нищета, ни злодеяния не сломят ее: «Не пропадешь, не сгинешь ты». Подобным же образом и Есенин пишет о несчастьях, с которыми Россия должна столкнуться. Тем не менее, оба поэта готовы разделить с ней эту участь иоба искренне верят, что после всех трудностей их Родину ждет светлое будущее.

Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?

В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» лирический герой размышляет о своей уходящей жизни. Предчувствуя свою гибель, он будто бы прощается со всем живым, однако смерти не страшится. Герой крепко связан с миром природы, именно поэтому он испытывает глубокую тоску от того, что ему придется проститься с милыми его сердцу березовыми чащами, осинами и нивами. Герой поистине умеет видеть красоту мира и наслаждаться мелочами, чувствуя себя счастливым лишь от того, что он «мял цветы», «валялся на траве», ни разу не обижал животных и целовал женщин. Он ценит находящихся рядом с ним людей и дорожит ими, зная, что скоро придется расстаться с ними. Прощаясь с жизнью, он не вспоминает все худшее, а наоборот, проникается любовью ко всему окружающему, что описывает его как человека тонкого и чувственного.

В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

Тема жизни и смерти звучит в таких произведениях, как стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова и стихотворение «Пригвождена» М.И. Цветаевой.

В своем стихотворении Лермонтов, как и Есенин, подводит итоги своего творчества и готовится к предстоящему пути. Однако в отличие от Есенина, Лермонтов не оглядывается назад на прошлую жизнь: «И не жаль мне прошлого ничуть…», так как он уже ничего не ждет от жизни.

В стихотворении «Пригвождена» Цветаева, подобно Есенину, размышляет о прожитой жизни. Она обращает внимание на единственное, что у нее осталось в жизни – «горстка пепла». Как и стихотворение Есенина, цветаевское стихотворение проникнуто нотками печали и тоски, ведь они оба предчувствуют скорую кончину.

Любовь как счастье и любовь как тяжкое испытание. Как же многолика она, любовь! Поэт пишет стихотворение в форме письма любимой. Это своеобразный монолог, исповедь лирического героя.

Поэт считал, что личное счастье невозможно без социального, он был патриотом страны. Даже ради любимой женщины он бы не покинул родину. В основе стихотворения лежит реальный факт- любовь поэта к эмигрантке Татьяне Яковлевой, которая готова была выйти замуж за него только при условии, если он покинет Россию и приедет в Париж. В стихотворении- боль поэта, горечь от того, что такие люди покидают родину, ревность, ведь он понимал, что у такой красавицы найдутся поклонники. Невозможность любимым быть вместе — это всегда трагедия, но она становится ещё острее, если в её основе — социальная действительность. Чувства поэта сильны. Заканчивает он произведение словами:

Я все равно

тебя

когда-нибудь возьму -

одну

или вдвоем с Парижем

* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

2. Шаганэ ты моя, Шаганэ… – стихотворение входит в цикл «Персидские мотивы» (1924-1925).
«Попытка обрести согласие с самим собой и с миром нашла творческое выражение в „Персидских мотивах“. Стихи цикла написаны с осени 1924 по август 1925 года. Сам романтический сюжет о любви северянина и дикарки-южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. В 1924 году он написал стихотворение „На Кавказе“, в котором любовный сюжет увязан с душевным кризисом поэта:
Здесь Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной:
„Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной“.
И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.
Есенин сам создавал „Персидские мотивы“, „тоску леча“ и „душой своей опальной“, сам пытался „забыть ненужную тоску“ „прекраснейшей поэмой“. Его стихи о любви к персиянке органично входят в контекст русской классической литературы и продолжают ее традиции. Стихи писались на Кавказе, однако выбор поэта пал на страну Саади - на Персию, чему был ряд причин. Но прежде всего на темы, сюжеты, тональность, а главное, на сам образ любви „Персидских мотивов“ повлияли персидские лирики. Любимая в персидской поэзии превосходит своей красотой саму природу, она исключительна, а лирический герой подмечает в любовном страдании нюансы, невидимые другим.
В этом цикле Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия , он творил образ ласкового и шафранного рая. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с голубой страной, т. е. страной-идеалом, мужицкой мечтой. После революции голубой цвет почти исчез из его лирики. Если в 1916 году Россия ассоциировалась с образами вроде: „Голубеет небесный песок“, „В голубой купается пыли“, в 1924 году Россию поэт рисовал иными красками: „Закат обрызгал серые поля“, „Принакрытые сереньким ситцем. Этих северных бедных небес“. Теперь выдуманная Персия соответствовала идеалу, именно там поэт стремился обрести покой . (

Сергей Есенин (1895-1925)
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии в семье крестья­нина Александра Никитича Есенина. Родители поэта долгое время жили врозь, и поэтому в детстве Сергей Есенин око­ло шести лет воспитывался в доме деда и бабки по матери, о которых он с любовью вспоминает в своих стихах и автобиографии. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Учился Есенин в сельской начальной школе, затем в за­крытой второклассной учительской школе церковно-семинарского типа в Спас-Клепиках. Весной 1912 г. Есенин при­езжает в Москву. Его отец в то время работал приказчи­ком в лавке замоскворецкого купца Крылова. Хозяин со­гласился взять сына приказчика в контору при лавке, но вскоре, поссорившись с хозяином, юноша уходит не только из лавки, но и от отца. В поисках своего пути в литерату­ре Есенин входит в московский литературно-музыкальный кружок имени Сурикова. Посещающие кружок рабочие ти­пографии Сытина помогают ему устроиться подчитчиком в корректорской. В 1913-1914 гг. Есенин посещает лекции в народном университете Шанявского, много читает (Белин­ского, Некрасова, Гоголя, Кольцова). За участие в стачечном движении типографских рабочих он попадает под надзор полиции. Осенью 1914 г. Есенин становится секретарем ре­дакции журнала «Друг народа», подготовленного суриковским кружком. Написана для журнала антивоенная поэма «Галки». Поэма была конфискована полицией еще в набо­ре. В первом и единственном номере «Друга народа» Есе­нин поместил стихотворение «Узоры». Еще ранее, в 1914 г., в детских журналах «Доброе утро» и «Мирок» появились его первые стихи.
Начинающий поэт стремится в Петербург, в «большую литературу». Приехав в столицу, прямо с вокзала он отправ­ляется со своими стихами на квартиру к Блоку. Блок вы­слушал Есенина, отобрал несколько стихотворений для печа­ти и познакомил его с С. Городецким, Н. Клюевым и другими. Есенин сблизился с кружком С. Городецкого, часто бывал в «Привале комедиантов», был благосклонно принят в сало­нах 3. Гиппиус и графини Клейнмихель, а также в подвалах артистов и библиоманов, в кабаках и фешенебельных ресто­ранах, за кулисами театров. В 1915 г. в журнале «Северные записки» было опубликовано первое по-настоящему «есенин­ское» стихотворение - «Русь» (1914), в котором наиболее полно отразилось художественное кредо молодого поэта.
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
Уже в следующем, 1916 г. выходит в свет его первая книга стихов «Радуница».
Особенность таланта Есенина состояла не в каком-либо особом своеобразии темы и «народности» стиля, а в новиз­не мироощущения. Как поэт он вступил в непосредственные отношения с действительностью, вернул первоначальному ощущению бытия простоту и силу, утраченные поэзией декаданса, отгородившейся от мира мистическими, религи­озными, эстетическими теориями. Следует отметить, что мо­лодому Есенину не были чужды религиозные и этические концепции XX века, но воздействие их сдерживалось «кре­стьянской» природой, той народной традиционной русской культурой, которую Есенин усвоил еще с «молоком матери». Самобытное дарование Есенина будет не раз подвергаться искушению модных теорий и философий, однако он всегда будет возвращаться к своим природным корням.
Источником лиризма поэзии Есенина является прежде всего родная природа - в ней основа всего мироощущения, всего бытия поэта:
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
У Есенина почти нет завершенных пейзажей, картин природы, ему не присуща статическая определенность форм, очертаний, цвета. Он больше сосредоточен на процессе изменения форм и красок, на самой жизни природы, посто­янном обновлении ее облика.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Столь же подвижна природа в песенных зачинах («За­шумели над затоном тростники...»), в заимствованных из народной поэзии образах («А по двору метелица ковром шелковым стелется»). Лес, озеро, береза, роса, месяц, заря, начало дня и наступление вечера каждый раз видятся по-новому, выглядят по-иному. Образ природы в поэзии Есе­нина всегда художественно индивидуален благодаря его чувственной конкретности и удивительной точности в пе­редаче запаха, звука, цвета.
По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес...
Сохнет стаявшая глина,

На сугорьях гниль опенок.
С наступлением весны «пахнет вербой и смолою», в летний вечер «вишнями и мхом», свой запах есть у дере­венского престольного праздника: «Пахнет яблоком и ме­дом По церквам твой кроткий Спас». Звуки природы вос­принимаются тонким слухом и поэтической душой. Сердце поэта как бы вмещает то великое единство природы, которое называется жизнью. Именно такое впечатление создалось у М. Горького, впервые услышавшего «Песнь о собаке»: «Пос­ле этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «пе­чали полей», любви ко всему живому в мире и милосер­дия, которое - более всего иного - заслужено человеком». И действительно, обилие олицетворений, образная вырази­тельность стиха в поэзии Есенина основаны прежде всего на глубокой гуманности его отношения к миру.
Словно белою косынкой
Подвизалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки.
В лирике Есенина обрели новую жизнь традиции русской классической поэзии XIX в., в первую очередь А. А. Фета.
Природа не является единственным предметом внимания в поэзии Есенина: он пишет о любви, о войне, о людях Рос­сии, использует исторические и фольклорные сюжеты, но она сопутствует всем событиям, героям, настроениям, духом род­ной природы постоянно исполнено лирическое «Я» Есенина, всегда пронизанное светом искренности: «Есенинское «Я» - совершенно особое, большое, глубокое, озаренное до последней капли, обнаженное с небывалой жесткостью к самому себе».
Тема родины, России, органично вошла в поэзию Есенина. В 1914 г., когда появились первые стихи Есенина о родине, эта тема волновала многих в связи с начавшейся войной, однако голос Есенина в общем хоре отличался неповтори­мостью и своеобразием. Его патриотическое чувство в ран­ний период было во многом стихийным, в какой-то мере оно оставалось таким на протяжении всей его жизни. Попытки поэта выйти из области чувства в сферу идейно-философ­скую рождали образ противоречивый, смутный.
Молодому Есенину Русь рисовалась богомольной, срод­ни «христовой невесте» Городецкого. Часто повторяющееся определение «кроткая» напоминает распространенное мне­ние о духовном смирении мира патриархальной деревни, взыскующей Бога. Покорно пахари уходят на войну, сми­ренно мать молится о сыне: «Родина, черная монашка, чита­ет псалмы по сынам». Есенину были с детства знакомы хри­стианские обряды и обычаи, семейная и календарная об­рядность русской деревенской жизни. Он свободно владел книжно-церковной образностью и архаическим велеречием. Есенин не подражал «народному православию» - это было собственное мироощущение поэта, воспитанного в традици­ях народной культуры, поэтому мы часто находим у него мотивы и сравнения, восходящие к православной образнос­ти: «хаты - в ризах образа», «рощи - в венчиках икон­ных», поля, как святцы; ивы - кроткие монашки и т. п.
Наряду со стихами, овеянными религиозными настрое­ниями, он пишет и такие произведения, как «Устал я жить в родном краю...», «За темной прядью перелесиц...», «Я снова здесь, в семье родной...», отражающие внутренний разлад, борьбу противоречивых чувств в душе поэта:
О, сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Характерно, что и в буйстве своем, и в тоске («Но и я кого-нибудь зарежу под осенний свист»; «Уйду бродягой и вором»; «В зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь») Есенин по-русски народен. «Со времени Коль­цова, - напишет позднее о творчестве Сергея Есенина другой поэт, его современник, Борис Пастернак, земля Рус­ская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею».
Душевный конфликт в лирике Есенина - не только от­ражение интимных переживаний, но и отголосок того круп­ного исторического конфликта, который окрасил все сферы русской жизни предреволюционных лет. Социально-исто­рическая основа лирики Есенина обусловлена глобальным кризисом в Российской империи 1905 - 1917 гг., неизбежно­стью разрушения старого мира и появления нового.
Есенин принял революцию 1917 г.: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Не случайно в этот период он сотрудничает в изданиях, представляющих интересы партии эсеров. Там печатаются его поэмы «Преображение», «Окто­их», «Инония». Он искренне отрекается от «кротости» и «смирения» и прочих ценностей христианства и пытается обрести новую веру, поскольку, и в этом парадокс, не верить Есенин не может. Более того, свой новый символ веры в 1918 г. он формулирует при помощи именно христианских тек­стов и образов:
Слава в вышних богу
И на земле мир!
Месяц с синим рогом
Тучи проводил.
Кто-то вывел гуся
Из яйца звезды,
Светлого Исуса
Проклевать следы.
Кто-то с новой верой,
Без креста и мук,
Натянул на небе
Радугу, как лук.
Радуйся, Сионе,
Проливай свой свет!
Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера - в силе.
Наша правда - в нас!
(«Инония»)
Предельная искренность была присуща Есенину на про­тяжении всей его жизни. И тогда, когда он, «последний поэт деревни», возглавил в 1918 г. в Москве группу имажинистов, и тогда, когда, «прослыв хулиганом и скандалистом», влю­бился в сорокалетнюю американскую танцовщицу-босоножку А. Дункан (ставшую впоследствии женой Есенина) и вместе с ней уехал путешествовать по странам Западной Европы и Америки (1922-1923). Он был искренним, ког­да, вернувшись в Советскую Россию, почувствовал себя «еще более влюбленным в коммунистическое строительство». В нем противоборствовали, а подчас и органично сосуще­ствовали две разнонаправленные силы. Одна влекла к тому, что строилось, преображалось, утверждало жизнь, - Есенин верил, что это преображение таится именно в советском строе: «через каменное и стальное вижу мощь я родной страны». Светлое, жизнеутверждающее начало, имеющее также два лика - героический и лирический, воплощено в таких его произведениях, как «Анна Снегина», «Персидские мотивы», «Поэма о двадцати шести», «Русь советская», написанных примерно в одно время - в первой половине 1920-х гг. Вто­рая сила, в конечном итоге приведшая Есенина к трагичес­кому саморазрушению и появлению «Черного человека» (1925), была сродни бунтарской стихии самосожжения, сти­хии анархической; она владела душой поэта, когда он писал своего «Пугачева» (1921), «Исповедь хулигана» (19211), «Москву кабацкую» (1924). После смерти Есенина Алексей Толстой написал несколько строк, которые свидетельствуют о том, что в последние месяцы жизни разлад в душе Есени­на достиг трагической вершины: «Умер великий нацио­нальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами... Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину».