Судовой такелаж. Судовые такелажные работы Сфера применения изделий

На каждом судне присутствует комплект корабельных снастей, используемых для подъема и спуска трапов, шлюпок и различных грузов, а также для фиксации и поддерживания рангоута. Такелажные цепи обеспечивают крепление транспортируемых грузов и помогают удерживать надстройки в правильном положении. От состояния надпалубных конструкций во многом зависит пригодность судна к эксплуатации.

Компания «Шахтинские механические мастерские» поставляет судовой такелаж собственного производства в города: Ростов-на-Дону, Калининград, Выборг, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Тюмень, Симферополь, Новосибирск, Красноярск, Воронеж, Мурманск, Архангельск, Свердловск, Нижний Тагил, Казань. Мы занимаемся выпуском широкого ассортимента продукции, используемой в судостроении и в ремонте кораблей. У нас Вы можете приобрести такую оснастку, как:

  • Сварные кнехты
  • Корабельные коуши
  • Обухи и скобы
  • Треугольные планки
  • Талрепы и многое другое

Предлагаемая оснастка такелажа судового изготавливается из качественных материалов, устойчивых к коррозии, к воздействию морской воды и негативных атмосферных факторов. Наши такелажные изделия проходят сертификационные испытания, подтверждающие их соответствие требованиям ГОСТ.

Сфера применения изделий

Коуш представляет собой изделие из металла, выполненное в форме овала, треугольника либо замкнутого кольца. Данная снасть предназначается для предотвращения перетирания канатов при креплении к конструктивным элементам, присутствующим на палубе корабля. Запрещено применять на судне коуши, которые имеют отслоения, трещины и прочие видимые повреждения.

Такелажные скобы состоят из нескольких компонентов – проушин, лапок, спинки и штыря. Скругленные скобы подходят для фиксации канатов искусственного и природного происхождения, а прямые – для крепления всех тросов без исключения.

5. Рангоут и такелаж современного корабля

Совокупность вертикальных, горизонтальных и наклонных балок, установленных на верхней палубе, называется рангоутом (рис. 7). Рангоут служит для размещения постов наблюдения и визуальной связи, установки антенн радиотехнических средств и огней судовой сигнализации, подъема флажных сигналов и крепления деталей грузоподъемных устройств.

К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафель, флагшток, штаговая стойка, грузовые стрелы, шлюпбалки и выстрела.

На большом корабле обычно устанавливаются две мачты. Передняя называется фок-мачта, а задняя - грот-мачта. Иногда мачты состоят из вертикальной трубы и двух подкрепляющих наклонных труб. Такие мачты называются треногими.

Одинарные мачты состоят из собственно мачты и надставки к ней - стеньги. От мачты стеньга получает название фор- или грот-стеньги. Верхняя часть стеньги заканчивается небольшим диском - клотиком, который снабжается шкивами для пропуска фалов. Нижний конец мачты - шпор - проходит через отверстие - пяртнерс - в верхней палубе и прочно крепится в специальном гнезде, называемом степсом.

Рис. 7. Схема рангоута и такелажа корабля: а - такелаж выстрела (вид на борт корабля сверху):

1 - фок-мачта; 2 - фор-стеньга; 3 - фока-рей; 4 - фор-марса-рей; 5 - грот-мачта; 6 - гафель; 7 - грота-рей; в - грот-стеньга; 9 - флагшток; 10 - штаговая стойка; 11 - шлюпбалки; 12 - фок-ванты; 13 - фор-стень «ванты; 14 - топенанты рея (или стень-варгы); 15 - фор-стень-штаг; 16 - фока-штаг; П - грот-ванты; 13 - штаг-карнак; 19 - фалы сигнальные; 20 - грот-стень-контрштаг; 21 - выстрел; 22 - выстрел-топенант; 23 - будундук; 24 - выстрел-леер; 25 - выстрел-брао

Горизонтальная балка, подвешенная за середину к мачте или к стеньге, называется реем. Он используется для крепления сигнальных фалов. Наклонная балка, укрепленная на грот-мачте сзади, называется гафелем. На боевых кораблях и судах вспомогательного флота, находящихся на ходу, на гафеле поднимается Военно-морской флаг.

На судах транспортного флота и вспомогательных судах одним из предназначений мачт является крепление деталей грузовых стрел. Наиболее распространенными в этом случае являются следующие основные типы мачт: П-образные, грузовые колонны и Л-образные.

П-образная мачта состоит из двух колонн, соединенных в верхней части салингом, на котором устанавливается стеньга. Колонны представляют собой пустотелые стальные трубы, зачастую используемые и в качестве вентиляционных раструбов.

Парные грузовые колонны применяются там, где не предусматривается установка стеньги. В этом случае вместо салинга колонны соединяются в верхней части стальным уголком, тросом или прутком - ригелем.

Л-образные мачты представляют собой две наклоненные от бортов к середине судна трубчатые укосины, в верхней части соединенные салингом, который несет на себе стеньгу.

Применение таких типов мачт обеспечивает большой разнос стрел к бортам, что облегчает проведение погрузоразгрузочных работ.

Выстрел представляет собой горизонтальную металлическую или деревянную балку, вываливаемую на уровне одной из палуб, перпендикулярно борту, во время стоянки корабля на якоре. Служит для крепления за него спущенных на воду шлюпок (катеров) и удобства посадки в них людей.

Флагшток и штаговая стойка - это штоки, вертикально установленные соответственно на корме и носу корабля. Флагшток на корме служит для размещения на нем сигнальных огней и поднятия Военно-морского флага во время стоянки корабля на якоре или швартовах в дневное время. Штаговая стойка на носу корабля служит для размещения на ней якорных сигнальных огней и фигур, а также для поднятия флага «гюйс» (только на кораблях 1 и 2 ранга).

Такелажем называются снасти, служащие для оснастки рангоута. Снасти неподвижные, удерживающие рангоут в постоянном определенном положении, называются стоячим такелажем. Для его изготовления применяются жесткие стальные тросы, такелажные цепи, а иногда и прутковое железо. Снасти подвижные с системой блоков называются бегучим такелажем. Он изготовляется из растительных и стальных гибких тросов.

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

Глава I КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ КОРАБЛЯ В этой главе рассказывается, что представляет собой корабль как инженерное сооружение, каким требованиям он должен отвечать, из каких состоит частей, какими оснащен устройствами, системами,

Из книги Техобслуживание и мелкий ремонт автомобиля своими руками. автора Гладкий Алексей Анатольевич

2. Краткие сведения из теории корабля Корабль строится по рабочим чертежам, которые делаются на основе технического проекта. Основой же для составления технического проекта является теоретический чертеж (рис. 1) - плод кропотливой и длительной работы многих инженеров

Из книги Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник автора Онищенко Владимир

3. Краткое описание мореходных качеств корабля Мореходные качества корабля начинаются с его способности плавать в определенном положении. Корабль плавает согласно закону Архимеда. Вспомните: «…На погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная массе

Из книги Школа яхтенного рулевого автора Григорьев Николай Владимирович

4. Корпус корабля и системы его набора В кораблестроении применяется много различных материалов: чугун, латунь, бронза, алюминиевые сплавы, дерево, пластики и пр., но для постройки корпуса основным материалом служит сталь. Бимсы, шпангоуты, стрингеры и другие детали набора

Из книги автора

7. Системы корабля Корабль имеет развитую сеть многочисленных трубопроводов, необходимых для его нормальной повседневной и боевой деятельности. Эти трубопроводы с относящейся к ним арматурой, механизмами и приборами называются системами. По своему назначению системы

Из книги автора

9. Общие понятия о главных и вспомогательных механизмах корабля Движители современных кораблей и судов приводятся во вращение силой главных двигателей, установленных на фундаментах в машинном отделении. Машинное отделение по праву считается сердцем корабля. Отсюда во

Из книги автора

8. Прокладка и определение места корабля по береговым предметам Существует два вида прокладки: предварительная и исполнительная (рис. 24).Предварительная прокладка выполняется до выхода корабля в море. Она заключается в подробном изучении района предстоящего плавания

Из книги автора

Как работает тормозная система современного автомобиля? Тормозная система автомобиля включает в себя рабочую тормозную систему и стояночную тормозную систему.Задача рабочей тормозной системы - уменьшение скорости движения транспортного средства и вплоть до полной

Из книги автора

Дополнительное оборудование современного автомобиля Дополнительное оборудование автомобиля предназначено, в основном, для улучшения комфортности и удобства поездки, а также для обеспечения необходимых условий движения. Среди наиболее распространенных видов

Из книги автора

Элементы современного окна При выборе окон главный вопрос: как сделать качественный выбор, который позволит забыть о холоде и сквозняках на долгие годы. Давайте подробно рассмотрим, из чего состоит окно, какие его элементы отвечают за защиту, тепло, долговечность,

Из книги автора

Освещение современного жилища Для создания хорошей освещенности нужно совсем немного: достаточное количество света, не искажающего краски окружающего мира. И желательно достигать этого с минимальными затратами.Для оценки качества источников света специалисты

§ 5. РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ СУДНА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ

На транспортных судах с механическим двигателем рангоут (рис. 4) служит для крепления грузовых стрел, установки антенн и различных средств сигнализации. В общем случае рангоут такого судна состоит из грузовых мачт и полумачт (так называемых грузовых колонок) с прикрепленными к ним гру-

Рис. 4. Рангоут и такелаж судна с механическим двигателем:
1 - грот-стеньга; 2 - грота-ванты; 3 - грот-мачта; 4 - грузовые стрелы; 5 - флаг-шток; 6 - грот-стень-контр-штаг; 7 - грот-стень-фордун; 8 - гафель; 9 - грот-стень-штаг; 10 - полумачта; И-труб-штаги; 12 - сигнальный леер; 13 - антенна; 14 - сигнальные-фалы; 15 - фор-стень-фордун; 16 - фор-стеньга; 17 - фор-стень-штаг; 18 - фока-штаг; 19 - фока-ванты; 20 - фок-мачта

Рис. 5. Сигнальные мачты:

а - 1 - мачта; 2 - антенна РП; 3 - сигнальные огни; 4 - гафель; 5 - контрштаг; 6 - радио-антенна; 7 -клотикоеый огонь; 8-стеньга; 9 - антенны РЛС; 10 - штаг; И - фалы; б - 1 - мачта; 2 - штаг; 3 - топенанты сигнального рея; 4 - топенанты антенного рейка; 5 - клотиковый огонь;
6 - антенный реек; 7 - стеньга; 8 - сигнальный рей; 9 - ванты; 10 - сигнальные фалы

зовыми стрелами, легких сигнальных мачт, сигнальных и антенных реев, кормового флагштока и небольшого гафеля, на котором на ходу поднимается государственный флаг.

I На таких судах, как пассажирские, танкеры, рудовозы и другие, не имеющих развитого грузового устройства в виде огрел, рангоут либо вовсе отсутствует, либо имеется лишь в виде легких сигнальных мачт (рис. 5).

] Наибольшее развитие рангоут имеет на судах, предназначенных для перевозки штучных грузов.

На сухогрузных судах большой грузоподъемности бывает до 20 грузовых стрел и более. Для их крепления на судне устанавливают специальные грузовые мачты и колонки. В этом случае сигнальные огни, радиоантенны и т. п. располагаются на стеньгах грузовых мачт.

Поскольку с навигационной точки зрения для этой цели достаточно всего двух мачт, то на большинстве судов, независимо от их размеров, устанавливается, как правило, не более двух грузовых мачт, к которым крепится по две, четыре или пять стрел. Для крепления остальных стрел устанавливают парные грузовые колонны-полумачты. Мачты именуются так же, как и на парусных судах: фок-мачта, грот-мачта и т. д. Грузовые колонны называют просто носовые, кормовые или по шпангоутам, в районе которых они установлены.

В настоящее время наибольшее распространение имеют следующие конструкции грузовых мачт: одиночные и П-образные.

Оба указанных типа мачт имеют соответствующий стоячий такелаж. В связи с тем, что проводка снастей стоячего такелажа часто мешает работе грузовых стрел, на судах последних лет постройки встречаются мачты без стоячего такелажа, которые выполняются в виде:

Одиночных мачт увеличенного диаметра; треногих мачт; двуногих JI-образных мачт.

Одиночные мачты с вантами (рис. 6) для увеличения выноса стрел за борт обычно имеют в нижней части траверсу, а в верхней - прочный удлиненный салинг. Концы траверсы присоединяют к небольшим грузовым колонкам, одновременно служащим вентиляторами, или укрепляют на специальных стойках. На траверсе укрепляют башмаки шпоров легких стрел. На самой мачте эти башмаки устанавливают только в том случае, если мачта вооружается одной стрелой. На салинге крепят отводные блоки топенантов стрел и ходовые концы стень-вант. Стеньга с мачтой, как правило, изготовляется как одно целое.

Иногда на судах, которым часто приходится проходить под мостами, стеньги делают спускными. В этом случае их устанавливают над мачтой и убирают внутрь ее (так называемые телескопические мачты) или устанавливают около мачты.
как на парусных судах. Спуск и выстреливание стеньги осуществляется при помощи специальной снасти - стень-вынтрепа (рис. 7). В поднятом положении стеньга удерживается одним или двумя шлагтовами.

П-образные, или портальные, мачты (рис. 8) состоят из двух полумачт, топы которых соединены траверсой, образующей салинг. В середине салинга устанавливается стень-

га, которая, как и в одиночной мачте, может быть спускной. П-образные мачты применяются в тех случаях, когда необходимо установить стрелы с большим выносом за борт.

Башмаки для шпоров стрел устанавливаются непосредственно на полумачтах. У топов полумачт крепятся и блоки топенантов стрел.


Одиночные безвантовые мачты по своему внешнему виду напоминают одиночные мачты с "вантами и отличаются от них большей массивностью и формой сечения. Сечение у таких мачт может быть не только круглым, но и овальным или
даже квадратным. Стеньга с мачтой изготавливается как одно целое и имеет стень-такелаж.

Треногие мачты на судах устанавливаются очень редко, так как подкосы, заменяющие ванты, загромождают палубу около мачты. Такие мачты применяются только при установке тяжеловесных стрел грузоподъемностью более 100 т либо на судах, имеющих всего одну-две стрелы и не перевозящих палубные грузы, например ледоколах, буксирах и т. п.

Большое распространение на современных судах получают двуногие Jl-образные мачты (рис. 9), имеющие в сечении форму эллипса и связанные в верхней части салингом. Башмаки шпоров стрел крепятся непосредственно на мачте, а блоки топенантов стрел - на салинге. Jl-образные мачты без-такелажа могут нести до четырех стрел грузоподъемностью по 3-5 т.

При вооружении тяжеловесными стрелами мачту на время работы подкрепляют съемным стоячим такелажем.

Преимуществом мачт этого типа является их меньший вес по сравнению с одиночными мачтами и возможность получения большого выноса стрел.

Все грузовые мачты на транспортных судах в болыпинстве

случаев устанавливают так, чтобы обух шпора стрелы и отводного блока топенанта у мачты были примерно в одной вертикальной плоскости. Этим создаются наиболее благоприятные условия для работы стрел.

Нижние концы мачт в большинстве случаев закрепляются в пяртнерсе на верхней палубе и в степсе, установленном на

Палубе твиндека, или в трюме на двойном дне. Если мачта проходит через рубки, имеющие прочную конструкцию, то пяртнерс может быть установлен на крыше рубки, а степс - на верхней палубе (рис. 10).

На небольших судах при вооружении мачт стрелами малой грузоподъемности шпоры мачт могут крепиться непосредственно на верхней палубе при помощи трех-четырех книц, приваренных к палубе, настил которой в этом месте подкрепляется и делается утолщенным.

Так как грузовые мачты никогда не устанавливают рядом с ходовым мостиком, то для удобства осуществления флажной сигнализации на стень-штаг-карнаке либо на фор-стень-контр-штаге над мостиком закрепляют несколько небольших блоков. Через эти блоки проводят сигнальные фалы, ходовые концы которых крепят на верхнем мостике или на крыльях ходового мостика.

Способы проводки снастей бегучего такелажа и их количество зависят от расположения мачт на судне, их конструкции и грузового вооружения. Так, например, на мачтах, имеющих тяжеловесные стрелы, некоторые снасти делают съемными и заводят только при работах с тяжеловесной стрелой. У П-образных мачт, если при них нет тяжеловесных стрел, установленных посередине, для крепления полумачт очень часто применяется крестовая проводка вант.

При такой проводке вантина от левой по-лумачты крепится на правом борту, а от правой - на левом.

Рис. 11 Крепление ходовых концов стоячего такелажа: а -к обуху; б-к вант-путенсу; 1 - обух; 2 - талреп; 3 - вант-путенс

Чтобы стоячий такелаж не мешал при выполнении грузовых операций, стремятся уменьшить количество снастей за счет увеличения их толщины. На мачтах, вооруженных тяжеловесными стрелами, снасти стоячего такелажа иногда делают двойными или тросы заменяют звеньями стального прутка.

Коренные концы снастей крепят при помощи скоб к специально приваренным обухам на стеньгах и мачтах. Ходовые концы присоединяют к талрепам, которые крепят к обухам, установленным непосредственно на верхней палубе или шир-стреке, или же к вант-путенсам (рис. 11). Вант-путенсы желательно устанавливать на низкопалубных судах, чтобы предохранить талреп от преждевременного износа вследствие попадания морской воды.

Для подъема на салинги с целью осмотра и смазки блоков топенантов и прочих деталей вооружения грузовых стрел на мачтах устанавливают скоб-трапы из пруткового железа.

Подробное описание вооружения и крепления грузовых стрел, приведено в гл. IX «Грузовое устройство».

Рангоут и такелаж судна - это совокупность надпалубных конструкций и деталей оборудования судна, предназначенных для выполнения определенных функций на судне, например, крепление парусов на парусном судне или грузовых устройств на грузовом судне. Рангоут изготавливают из дерева, стальных труб и балок, армированного стеклопластика или алюминиево-магниевых сплавов. Различают рангоут неподвижный и подвижной . Неподвижный рангоут жестко соединен с корпусом судна, палубами и надстройками, подвижной установлен так, что его можно устанавливать в нужное рабочее положение.
Основной неподвижный рангоут парусного судна - это мачты со стеньгами и бушприт. Мачты устанавливают в диаметральной плоскости (ДП) судна вертикально или с небольшим наклоном к корме.
На крупных парусных судах мачта состоит из собственно мачты, или нижней мачты, и прикрепленных к ней последовательно вверх стеньг, брам-стеньги и бом-брам-стеньги. Нижние концы мачт и стеньг называются шпорами, верхние - топами. Верхняя часть последней стеньги называется флагштоком. Он заканчивается точеным кружком - клотиком. Принадлежность стеньги к той или иной мачте указывается добавлением к названию стеньги слова "фор", "грот" или "крюйс", например, фор-брам-стеньга. грот-бом-брам-стеньга, крюйс-стеньга.
Шпор мачты закреплен в степсе - специальном гнезде, расположенном на прочной конструкции судна. В местах прохождения через палубу мачта закреплена посредством рамы - пяртнерса. Топ мачты со шпором стеньги и стеньги одна с другой соединены сдвоенными бугелями - эзельгофтами. В верхней части мачты имеется огражденная площадка - марс - для наблюдения за морем и работы с парусами. На топах стеньг установлены салинги - рамы-площадки для отвода и крепления снастей.
Рей - горизонтальная балка, закрепленная посередине мачты или стеньги специальным приспособлением - бейфутом, - позволяющим рею разворачиваться в горизонтальной плоскости. Рей, закрепленный на стеньге, может также перемещаться вдоль нее. На реях, закреплены металлические леера, к которым пришнуровывают прямые паруса. Реи, установленные на топах мачт, называются фока-реи, грота-реи, бегин-реи; на стеньгах - марса-реи; на брам-стеньгах - брам-реи; на бом-брам-стеньгах - бом-брам-реи.
Гафель - наклонная балка, к которой крепят верхнюю шкаторину триселя. Вертлюжное соединение пятки гафеля с бейфутом на мачте позволяет разворачивать гафель в горизонтальной плоскости и перемещать его вдоль мачты. Подъем гафеля за пятку осуществляется гафель-гарделью. Нок гафеля поднимается и удерживается в вертикальной плоскости дирик-фалом. Разворот гафеля в горизонтальной плоскости и удержание его в нужном положении обеспечивается эрнс-бакштагами.
Гик - горизонтальная балка, к которой прикреплена нижняя шкаторина триселя. Гик прикреплен пяткой к нижней части мачты посредством бейфута таким образом, что может разворачиваться. Разворот гика осуществляется гика-шкотами и завал-талями, в вертикальной плоскости он удерживается гика-топенантом. Бушприт - деревянная или металлическая балка, выступающая наклонно вверх впереди форштевня.
Неподвижный рангоут поддерживается в фиксированном положении снастями стоячего такелажа - вантами, штагами, бакштагами и фордунами. Такелаж - совокупность снастей, предназначенных для раскрепления неподвижного рангоута и управления подвижным, для постановки и уборки парусов, подъема флагов, сигнальных огней, знаков и т.д. Такелаж подразделяют на стоячий и бегучий. К стоячему такелажу относят снасти, которыми раскреплен неподвижный рангоут. Их изготавливают в основном из жестких стальных тросов и цепей, и они включают в себя:
Ванты - снасти, поддерживающие мачты и стеньги с бортов. Ванты, поддерживающие стеньги, называются стень-вантами. Нижними концами они крепятся у шпора стеньги. На вантах и стень-вантах закрепляются выбленки, которые служат для подъема людей а мачты и стеньги.
Штаги - тросы, которыми раскрепляются мачты и стеньги спереди в ДП судна.
Бакштаги - тросы, раскрепляющие мачты сзади к бортам.
Фордуны - тросы, идущие от стеньг назад к бортам.
Название снастей стоячего такелажа формируется из двух групп слов: сначала называется мачта или стеньга, которая поддерживается данной снастью, затем добавляется название снасти, например, грот-бом-брам-штаг - это штаг, поддерживающий бом-брам-стеньгу грот-мачты. Все снасти стоячего такелажа обтягиваются втугую талрепами.
Бегучий такелаж изготавливают из растительных, синтетических и гибких стальных тросов. Его подразделяют на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж рангоута служит для управления элементами подвижного рангоута. Посредством его снастей рангоут поднимают, опускают, разворачивают и удерживают в нужном положении. Бегучий такелаж парусов предназначен для постановки, уборки парусов и управления ими.
К снастям бегучего такелажа парусного судна относятся фалы, ниралы, шкоты, галсы, гордени и гитовы. Фалы и ниралы - снасти, посредством которых соответственно поднимаются и спускаются косые паруса - кливеры, стаксели и топсели. Шкоты и галсы служат для постановки парусов - они растягивают прямые и косые паруса по направлению к бортам судна. Гордени и гитовы предназначены для уборки прямых парусов. Горденем подтягивают шкаторины паруса к рею. Гордень, подтягивающий нижнюю шкаторину, называется бык-горденем, боковую шкаторину - нок-горденем. Нижние углы паруса подтягивают к рею гитовыми.
На ноках реев закреплены бугели с обухами, к которым крепят коренные концы снастей бегучего такелажа реев - брасов и топенантов. К середине реев крепят коренные концы фалов. Брасы - снасти, которыми реи разворачивают в горизонтальной плоскости. Топенанты поддерживают реи в вертикальной плоскости. Фалы служат для перемещения реев вдоль стеньги. Названия брасов, топенантов и фалов зависят от названий соответствующих реев: марса-брасы, брам-брасы, бом-брам-брасы; марса-топенанты, бом-брам-топенанты; марса-фал, брам-фал, бом-брам-фал.
Рангоут и такелаж на судах с механическим двигателем зависит от целевого назначения судна. Наиболее развитый рангоут и такелаж имеют суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов. Рангоут включает в себя грузовые и сигнальные мачты, гафель, кормовой флагшток, носовой шток, грузовые стрелы, шлюпбалки и трапбалки.
Грузовые мачты предназначены в основном для крепления грузовых стрел. Кроме того, на них устанавливают навигационные и сигнальные огни, антенны и приспособления для подъема флагов и вымпелов. Грузовые мачты бывают цельными и составленными из нескольких частей. Крепление грузовых мачт к корпусу и палубам подобно креплению мачт парусного судна - посредством степсов и пятнерсов. Аналогичны и названия соответствующих мачт, их стеньг и такелажа. Грузовые мачты по своей конструкции могут быть одинарные, П-образные и Л-образные, а грузовые стрелы подразделяются на обычные, грузоподъемностью 3-5 т и тяжеловесные, грузоподъемностью от 10 до 125 т, а иногда и более.
Такелаж судна изготавливается из стальных, растительных тросов и такелажного снаряжения. К такелажному снаряжению относятся: такелажные цепи, обухи, рымы, гаки, талрепы, скобы, коуши и другие дельные вещи.
Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, изготовления стопоров, штуртросов, лееров, крепления палубного груза и т.д. Они состоят из стальных звеньев, соединенных посредством сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглыми и овальными (коротко- и длиннозвенными). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметра круглой стали, из которой изготовлены звенья.
Обух - приспособление для надежного крепления тросов к судовым конструкциям. Он представляет собой проушину в металлической планке, металлическое кольцо или полукольцо, приваренное к какой-либо конструкции судна. Снасть крепят к обуху обычно посредством такелажной скобы, которую закладывают в обух штырем.
Такелажные гаки - стальные кованые крюки. По форме и конструкции различают гаки обыкновенные, вертлюжные, глаголь-гаки и храпцы. Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надежного крепления по-походному различных предметов и грузов.
Талрепы бывают простые и винтовые.
Простые талрепы основывают обычно из растительных или синтетических тросов, которые проводят несколько раз между двумя рымами, коушами треугольной формы или скобами и соединяют между собой ходовым концом того же троса. Такие талрепы используют для обтягивания несильно напряженных тросов и для крепления небольших грузовых мест.
Для крепления снастей, испытывающих большие напряжения, используют винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые (открытые и закрытые) и вертлюжные талрепы.
Такелажные скобы применяются в качестве элементов оснастки и различных судовых устройств. Скоба состоит из спинки 1, лапок 2 с проушинами 3 и штыря 4. Штырь в скобе удерживается посредством нарезки на конце штыря и в одной из проушин либо шплинтом 6, вставляемым в отверстия 7 в лапке и штыре. При резьбовом соединении головка штыря имеет небольшой обух 5 , в который для завинчивания и отвинчивания штыря закладывают свайку. Резьбовое соединение позволяет быстро закрепить или отдать снасть такелажа, стопор, блок, соединить или разъединить такелажные цепи и тросы.
По форме спинки скобы бывают прямыми и закругленными. Прямые скобы применяют для любых тросов, а закругленные скобы - только для растительных и синтетических. Скобы-зажимы используют для быстрого соединения (сращивания) тросов и изготовления петель на концах тросов.
Коуш - металлическое поковолочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобком (кипом) для троса. Коуши заделывают в огоны тросов, они служат для предохранения последних от перетирания при креплении к обухам, рымам, скобам и т.д. При соединении тросов с обухами, рымами или между собой скобами номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Коуши подбирают по таблицам, приведенным в государственных стандартах, в зависимости от толщины тросов. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусенцы и другие дефекты.
Нагели - деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Их широко используют на парусных судах для крепления снастей бегучего такелажа.
Раксы - металлические кольца или полукольца, используемые для крепления и растягивания треугольных парусов - кливеров и стакселей.
Бугели - металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъемные. Они применяются для крепления блоков и тросов различного назначения.
Утки - деревянные или металлические двурогие планки, жестко укрепленные на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных фалов и других снастей.
Глаголь-гак состоит из собственно гака с удлиненным откидным носком 1 и обухом 2 в виде проушины, круглого крепежного звена 3, удлиненного звена 4 и соединенных с ним стопорного 5 и соединительного 6 звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, снасти быстро освобождаются.

Литература
1. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана, М.: Транспорт, 1986.
2. Замоткин А.П. Морская практика для матроса, М.: Транспорт, 1998.

Даже самая небольшая современная яхта имеет довольно сложное устройство. Конструктивно любой парусник разделяется на две большие части – корпус и парусное вооружение. В свою очередь, парусное вооружение состоит из собственно парусов, рангоутного дерева и такелажа. Рассмотрим подробнее, что представляет собой .

Виды такелажа парусников

Морским термином такелажем обозначается вся совокупность имеющихся на яхте снастей, предназначенных для крепежа рангоутного дерева, для управления парусным вооружением и для произведения различных погрузочно-разгрузочных работ. В свою очередь, весь такелаж судов подразделяется на стоячий и бегучий. Каждый из этих типов имеет своё предназначение и свои особенности.

Стоячий такелаж

К нему относятся снасти, находящиеся в неподвижном состоянии во время движения парусника. Отсюда и произошло его название – «стоячий». Предназначается он для расчалки рангоута – каркаса, на который крепятся паруса. К стоячему относится такелаж мачты , служащий для её распорки и удержания в вертикальном положении. Так, от падения вперёд или назад мачту удерживают передний штаг (форштаг) и задний (ахтерштаг). Во избежание заваливания мачты в бок, она раскрепляется вантами через краспицы – поперечные перекладины. Помимо удержания рангоута на месте, во время движения яхты, стоячий такелаж берёт на себя часть ходовых нагрузок, передавая вместе с мачтой движущую силу ветра от парусов корпусу судна.

Стоячий такелаж парусников прикрепляется к корпусу яхты посредством путенсов. Путенсы представляют собой металлические крепежи: скобы, штыри, цепи, прочно соединённые с корпусом яхты. Ванты крепятся к вант-путенсам, а штаги, соответственно, к штаг-путенсам. Регулировка степени натяжения стоячего такелажа производится посредством талрепов, специальных приспособлений в виде резьбовых стяжек.

Изготавливают стоячий такелаж судов обычно из оцинкованных стальных тросов диаметра, соответствующего размерам мачт и площади парусов. Покрытие из цинка делает металлические снасти более устойчивыми к агрессивному воздействию морской сырости. На больших парусниках для стоячего такелажа применяются стальные тросы толщиной до 50 мм, а в исключительных случаях – используют даже стальные цепи для фиксации особо массивных элементов. Для большей гибкости цепи, служащие в качестве стоячего такелажа, состоят из укороченных звеньев. На небольших парусных лодках для изготовления стоячего такелажа допускается использование синтетических или натуральных (пеньковых) тросов. Для долговечности и устойчивости к сырости их просмаливают.

Бегучий такелаж

Бегучим такелажем парусника называется оснастка, предназначенная для произведения различных такелажных работ. Это могут быть постановка и уборка парусов, а также управление ими во время движения судна, установка рангоута, погрузочно-разгрузочные работы, спуск на воду и подъём шлюпок. Кроме того, при помощи бегучего такелажа, пропущенного через клотик мачты, производится подача морских сигналов путём поднятия определённых сигнальных флагов.

Своё название бегучий такелаж судов получил из-за возможности своего свободного перемещения по мере необходимости. Один конец тросов при этом неподвижно крепится к предмету, которым следует управлять (парусу, рангоуту, грузу). Второй же конец, именуемый «ходовым», остаётся свободным, пропускается через блок или временно фиксируется узлами в необходимом положении. В зависимости от своего предназначения, бегучий такелаж разделяется на такелаж паруса и такелаж рангоута.

На крупных парусных судах оснастка бегучим такелажем представляет собой весьма и весьма сложную систему, включающую порядка сотни разных тросов и фалов, каждый из которых выполняет свои задачи. На небольшой парусной яхте всё гораздо проще. Оснастка наиболее распространенного на сегодня вида парусника – бермудского шлюпа, который состоит из шкотов и фалов.

Фалы предназначаются для постановки парусов яхты и перевода рангоутного дерева из нерабочего состояния в рабочее, и наоборот. Грота-фал на «бермудской» яхте предназначается для постановки грота. Стаксель же поднимается, соответственно, стаксель-фалом. Шкотами на яхте управляются паруса и подвижные части рангоутного дерева непосредственно во время движения.

Стаксель-шкоты управляют стакселем, грота-шкот натягивает нижний край (шкаторину) грота, а гика-шкот служит для управления рангоутным деревом — гиком. Проводка грота-шкота идёт поверх гика. В его верхней части находится паз, вдоль которого перемещается ползун, сквозь который и проводится данный шкот. Данный механизм позволяет снизить затрачиваемое усилие на постановку паруса. Одним концом шкот прикрепляется к нижнему углу грота, и с его помощью при постановке парус вытягивается из рулона, и растягивается вдоль гика.

Гика-шкот относится к такелажу рангоута и управляет гиком. Его проводка находится с нижней части гика, в отличие от грота-шкота, движущемуся по верхней части гика. Топенантом именуется снасть, перекинутая через топ, и удерживающая гик в горизонтальном положении как при движении, так и во время стоянки. Например, топенант не даёт упасть гику при порыве грота-фала или его стравливании.

Перед тем как поставить грот, при помощи топенанта — выставляют горизонталь гика. А уже после постановки паруса топенант ослабляют с тем, чтобы грот свободно работал на ветру. В качестве «противовеса», или балансира, топенанту используется оттяжка гика. Она оттягивает рангоут вниз и работает в паре с топенантом или гротом, предотвращая задирание гика вверх силой ветра на полных курсах.