Требования к амортизационным группам. Окоф в декларации по налогу на имущество Наиболее укрупненные классификации

По всем основным средствам, числящимся в учетных регистрах по состоянию на 01.01.2017, должны выполняться правила:
1. Они остаются на тех же аналитических счетах счета 101 00, на которых учитывались по состоянию на 01.01.2017;
2. Срок полезного использования по ним не пересматривается и амортизация начисляется по прежним нормам.
Об этом прямо написано в Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243, от 30.12.2016 N 02-08-07/79584.
В то же время учреждение имеет право дополнительно проставить в Инвентарных карточках (ф. 0504031) по "старым" основным средствам новый код ОКОФ. Такую разноску можно провести машинным способом - соответствующую услугу предоставляют многие разработчики бухгалтерского программного обеспечения. Для целей ведения бухгалтерского учета новые коды ОКОФ по "старым" основным средствам на сегодняшний день не нужны - это мы уже разобрали в предыдущем абзаце. Однако новые коды ОКОФ по всем без исключения основным средствам (включая объекты, поступившие до 01.01.2017) могут, например, понадобиться:
- для заполнения раздела 2.1 отчетов по налогу на имущество (при разработке этих отчетов было предусмотрено проставление по всем объектам недвижимости нового кода ОКОФ и только недавно налоговая разрешила указывать и старые коды - смотрите, в частности, ФНС России от 24.08.2017 N БС-4-21/16786@);
- для составления иной дополнительной отчетности, включая статистическую.
Определять принадлежность объекта к основным средствам надо только в соответствии Инструкцией, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н). Если по заключению комиссии учреждения объект может использоваться самостоятельно более 12 месяцев в деятельности учреждения, его обязательно надо принять к учету в составе основных средств (исключения предусмотрены только Инструкции N 157н). Не выполните это требование - ревизоры обоснованно напишут в акте проверки о нарушении. Упомянут объект в новом ОКОФ или нет - не важно. Также не имеет значения то обстоятельство, что в переходных ключах указано "не являются основными фондами". Дело в том, что N 157н не предусматривает использование ОКОФ для решения вопроса: "Является ли объект основным средством?".
ОКОФ нужен для определения срока полезного использования согласно Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 по объектам, которые комиссия уже отнесла к основным средствам.
Что же делать, если комиссия отнесла объект к основным средствам, но в ОКОФ его нет и поэтому воспользоваться Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 не получается? В таком случае срок полезного использования объекта надо определять без этого постановления - согласно рекомендациям производителей и т.п. (соответствующая процедура описана в Инструкции N 157н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

О льготе по налогу на имущество в целом

Льгота по налогу на имущество организаций - это предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков возможность (право) не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Основание - п. 1 ст. 56 НК РФ.

! Пониженная ставка налога - это налоговая преференция, но не льгота (в подтверждение Письмо Минфина РФ от 03.09.2015г. № 03-05-05-01/50668).

В зависимости от того, к компетенции каких публично-правовых образований относятся вопросы установления и отмены льготы по налогу на имущество, их можно разделить на:

  • федеральные льготы . Установлены Налоговым кодексом РФ и могут применяться во всех субъектах РФ, где введен налог на имущество организаций (п. 3 ст. 56, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Федеральные налоговые льготы по налогу на имущество организаций перечислены в ст. 381 НК РФ.

! Федеральные льготы по налогу на имущество не требуют повторного закрепления в соответствующем законе субъекта РФ (Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2006г. № 74-Г06-11).

  • льготы субъектов РФ. Установлены законом субъекта РФ и могут применяться только на территории такого субъекта (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Региональные льготы по налогу на имущество организаций перечислены в законах субъектов РФ, ознакомится с ними можно на сайте ФНС с помощью сервиса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам", перейдя по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/ .

В данной статье рассмотрим федеральные льготы, при установлении права применения которых существенную роль играет код ОКОФ, присвоенный основным средствам, в частности это:

  1. льгота в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
  2. льгота в отношении энергоэффективных объектов.

! Важно! Налоговое законодательство РФ не обязывает применять налоговые льготы (пп. 3 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 56 НК РФ). Т.е. организация самостоятельно принимает решение воспользоваться предусмотренными преференциями, и не носит заявительный характер. Однако, налоговые органы имеют право проверить основания применения льгот организациями при камеральных и выездных налоговых проверках (п. 6 ст. 88 , п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ).

Федеральные льготы по налогу на имущество, применение которых напрямую зависит от кода ОКОФ

От кода ОКОФ, присвоенного объекту основного средства, зависит не только установление объекта налогообложения налогом на имущество организаций, размер амортизационных отчислений, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, применение в налоговом учете ускоренной амортизации и амортизационной премии, но и правоприменение льготы по налогу на имущество, поэтому верная классификация объекта основного средства играет существенную роль при принятии его к учету.

Рассмотрим подробнее виды федеральных налоговых льгот, применение которых напрямую связано с кодом ОКОФ.

Льгота по налогу на имущество для организаций в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью

Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются организации в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью. Перечень имущества , относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

В настоящий момент действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504. В нем отражена таблица с указанием кода ОКОФ в цифровом и текстовом виде, примечаний к коду.

Таким образом, льгота предоставляется в отношении имущества, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 504, что обуславливает должное внимание к верной классификации объектов основных средств.

Льгота по налогу на имущество для организаций в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность

Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Данную льготу можно применять в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. В состав основных средств такое имущество должно быть включено после 31.12.2011г.

Под объектами, имеющими высокую энергоэффективность, следует понимать следующие объекты:

1) вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность в соответствии с Перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ .

С 30.06.2015г. по настоящее время такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015г. № 600. До 29.06.2015г. действовал перечень Постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. № 308.

В Перечне отражена таблица с указанием наименования объекта, его кода ОКОФ в цифровом и текстовом виде, качественные характеристики объекта, обусловливающие его высокую энергетическую эффективность.

Таким образом, льгота предоставляется в отношении имущества, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015г. № 600, что обуславливает должное внимание к верной классификации объектов основных средств.

2) вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности , если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности .

В отношении имущества, имеющего высокий класс энергетической эффективности, законодатель не закрепил перечень кодов ОКОФ, соответствующие льготируемому имуществу.

Однако при применении указанной льготы, верная классификация объектов является безусловным подспорьем.

Неоднозначные противоречия

Стоит обратить внимание на следующие противоречия, возникшие с утвержденными на текущий момент перечнями Постановления Правительства РФ в отношении льготируемых объектов по налогу на имущество организаций:

1) С 01.01.2017г. в действие введен новый Классификатор ОКОФ ОК 013-2014. При этом в Перечень Постановления Правительства РФ № 540 и № 600 не внесены изменения, в документе указаны старые коды ОКОФ из Классификатора ОКОФ ОК 013-94, действующего до 31.12.2016г.

При выявлении с 01.01.2017г. вновь вводимых льготируемых объектов в соответствии с п. 11 и п. 21 ст. 381 НК РФ необходимо руководствоваться старыми кодами ОКОФ ОК 013-94. Позиция подтверждена в Письме Минфина России от 05.10.2016г. № 03-05-04-01/57818. Т.е. налогоплательщикам, присвоившим объекту основного средства код ОКОФ ОК 013-2014, можно воспользоваться обратным переходным ключом от ОКОФ ОК 013-2014 к ОКОФ ОК 013-94 и определить, относится ли такой объект к льготируемому имуществу.

К группировке "ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ)" относятся нежилые здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и т.п. К данному виду основных фондов также относятся дебаркадеры с возведенными на них зданиями и аналогичные "плавучие" здания. В состав нежилых зданий и их частей включается также арматура, устройства и оборудование, которые являются их неотъемлемыми частями, а также исторические памятники, идентифицируемые прежде всего как нежилые, т.е. общая полезная площадь нежилых помещений которых занимает не менее 50% от всей полезной жилой и нежилой площади.

Нежилыми зданиями могут являться такие объекты, как склады, гаражи и промышленные здания, коммерческие (торговые) здания, здания для проведения развлекательных мероприятий, гостиницы, рестораны, школы, больницы, тюрьмы и т.д. Помещения тюрем, колоний, следственных изоляторов, казарм для заключенных, казарм для военных, общежития исправительных и воспитательных колоний, лечебные исправительные учреждения, школы и больницы рассматриваются как нежилые здания, несмотря на то, что они могут служить местом жительства.

Объектом классификации данного вида основных фондов является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами.

В случаях, когда различные помещения одного и того же здания (включая помещения, встроенные в здания) имеют различных собственников (в том числе при приватизации квартир) или используются для различных видов деятельности, объектами классификации могут быть отдельные помещения.

В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.

Встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Основные фонды отдельно стоящих котельных учитываются в соответствующих группировках.

Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства водоотведения включаются в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий, или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.

Проводка электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включаются в состав зданий, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты) или проходных втулок (включая сами втулки).

Фундаменты под всякого рода объектами, такими как котлы, генераторы, станки, машины, аппараты и прочими, расположенными внутри зданий, не входят в состав здания, кроме фундаментов крупногабаритного оборудования. Фундаменты этих объектов входят в состав установленных на них объектов, фундаменты крупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно со строительством здания, входят в состав здания. Они, как и ряд других специализированных инженерно-строительных сооружений, являются неотъемлемыми составными частями самих зданий.

Передвижные домики производственного назначения (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и прочие) относятся к зданиям, установленное в них оборудование относится соответственно к машинам и оборудованию или другим группировкам основных фондов.

У бухгалтеров. Какие разъяснения по этим вопросам дает Минфин?

Новый ОКОФ (ОК 013-2014) принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст. Этим же приказом отменен ранее действовавший ОКОФ (ОК 013-94).

Стоит отметить, что структура кодов ОКОФ, а также группировка основных фондов в новом классификаторе значительно отличается от прежней. Теперь код ОКОФ включает в себя 12, а не 9 разрядов.

В целях методической помощи по переходу на новый ОКОФ Госстандартом были выпущены переходные таблицы, устанавливающие соответствие между новым и старым классификатором в прямом и обратном порядке (Приказ от 21.04.2016 № 458). Из этих таблиц видно, что по отдельным позициям, ранее включенным в старый ОКОФ, в новом классификаторе точных соответствий не либо согласно новому ОКОФ такие объекты не признаются основными фондами.

С принятием нового ОКОФ была изменена и Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС). С 1 января 2017 года классификация представлена в редакции, содержащей новые коды ОКОФ.

Напомним, что код ОКОФ определяется в отношении принимаемого объекта основных средств в следующих целях:

1) группировки основных средств по счетам бухгалтерского учета (применения аналитики по счетам);

2) установления срока полезного использования в целях бухгалтерского учета;

3) определения амортизационной группы в целях налогового учета;

4) формирования статистической и К примеру, начиная с представления декларации по налогу на имущество за 2017 год, организациям необходимо проставлять в отчете коды ОКОФ по объектам недвижимого имущества.

Учитывая необходимость использования кодов ОКОФ в бухгалтерском и налоговом учете, представим разъяснения Минфина по вопросам применения нового классификатора.

Влияет ли факт включения материального объекта в ОКОФ на принятие его к учету в составе основного средства?

Нет, не влияет. Отнесение объекта в состав основных средств осуществляется только в соответствии с положениями Инструкции № 157н.

Согласно п. 38 данной инструкции основным критерием для включения объекта в состав основных средств является срок его полезного использования. Если он превышает 12 месяцев, то объект принимается к учету в составе основных средств.

Срок полезного использования, так же как и принадлежность объекта к основным средствам, определяется решением комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

При этом не имеет значения, упомянут ли объект в ОКОФ (ОК 013-2014) и является ли он основным фондом в соответствии с формулировкой, приведенной в классификаторе.

Минфин на данный счет в Письме от 27.12.2016 № 02-07-08/78243 сообщает:

    материальные ценности, которые в соответствии с Инструкцией № 157н относятся к объектам основных средств, но не включены в ОКОФ ОК 013-2014, принимаются к учету как основные средства;

    материальные ценности, отнесенные согласно ОКОФ (ОК 013-2014) к основным фондам, но в соответствии с п. 99 Инструкции 157н являющиеся материальными запасами, принимаются к учету согласно Инструкции 157н в составе материальных запасов.

Как осуществлять группировку основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2017 года? Нужно ли менять группировку по основным средствам, принятым к учету до указанной даты?

В соответствии с п. 53 Инструкции № 157н группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 Инструкции № 157н (недвижимое имущество учреждения, особо ценное учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество – предметы лизинга), и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ.

Новый классификатор разработан на основе гармонизации с Системой национальных счетов (СНС 2008) Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного фонда и Группы Всемирного а также с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и предназначен в том числе для перехода на классификацию основных фондов, принятую в международной практике на основе СНС 2008.

В связи с этим группировка основных фондов в новом ОКОФ не совпадает с группировкой основных средств по аналитическим счетам, приведенной в п. 53 Инструкции № 157н.

Новый ОКОФ (ОК 013-2014)

Группировка основных средств согласно п. 53 Инструкции № 157н

Наименование вида основных фондов

Код аналитики

Наименование вида основных средств

Жилые здания и помещения

Жилые помещения

Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель

Нежилые помещения

Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты (в том числе транспортные средства)

Сооружения

Системы вооружений

Машины и оборудование

Культивируемые биологические ресурсы

Транспортные средства

Расходы на передачу прав собственности на непроизведенные активы

Производственный и хозяйственный инвентарь

Объекты интеллектуальной собственности

Библиотечный фонд

Прочие основные средства

Итак, группировку объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому (бюджетному) учету с 1 января 2017 года, следует осуществлять в соответствии с группировкой, предусмотренной ОКОФ (ОК 013-2014).

Читайте также

  • Новые классификаторы основных средств: ОКОФ и амортизационные группы
  • Переход на применение нового классификатора основных фондов
  • О переходе на новую редакцию ОКОФ
  • ОКОФ для медицинского оборудования и инструментария
  • Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление

В случае наличия противоречий, а также отсутствия позиций в новых кодах ОКОФ для объектов учета, ранее включаемых в группы материальных ценностей, по своим критериям являющихся основными средствами, комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения может принимать самостоятельное решение по отнесению указанных объектов к соответствующей группе кодов. При этом Минфин обращает внимание, что с введением с 1 января 2017 года нового ОКОФ в период перехода между годами (межотчетный период) не должны производиться операции по переносу остатков основных средств на новые группировки (Письмо № 02-07-08/78243).

В другом Письме Минфина РФ от 30.12.2016 № 02-08-07/79584 сообщается: если материальные ценности, которые в соответствии с Инструкцией 157н относятся к объектам основных средств, не вошли в новый ОКОФ, то такие объекты принимаются к учету как основные средства с группировкой согласно старому ОКОФ.

В любом случае определение кода ОКОФ в спорных ситуациях будет основываться на субъективном суждении, так как прямых указаний, характеризующих порядок отнесения объектов к определенному коду подраздела ОКОФ, в описании (введении) классификатора не содержится (Письмо Минфина РФ от 21.09.2017 № 02-06-10/61195).

Учитывая это, наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов учреждения и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности. Иными словами, неправильное определение аналитических счетов не является основанием для признания отчетности недостоверной (Письмо Минфина РФ от 07.09.2017 № 02-06-10/57741).

Как определить срок полезного использования, если объект не включен в Классификацию ОС или в ОКОФ?

Классификация ОС является основным документом для определения срока полезного использования, необходимого при постановке на учет объекта материальных ценностей в качестве основного средства, а также при начислении амортизации в целях не только бухгалтерского, но и налогового учета.

Как было упомянуто, с 1 января 2017 года такая классификация представлена в новой редакции. Теперь в ней основные средства представлены с новыми кодами ОКОФ.

Несмотря на то, что количество и наименования амортизационных групп в обновленной классификации остались прежними, при ее применении нужно быть предельно внимательными, поскольку некоторые основные средства, числящиеся в старой классификации в одной амортизационной группе, согласно новой классификации могут быть включены в другую амортизационную группу.

В целях определения срока полезного использования основного средства, не включенного в ОКОФ и не упомянутого в Классификации ОС, необходимо следовать положениям Инструкции № 157н.

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н, если в Классификации ОС отсутствует информация, позволяющая определить срок полезного использования основного средства, такой срок устанавливается исходя из документов производителя. Если и в них информация отсутствует, то срок устанавливается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

    ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

    ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

    нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

    гарантийного срока использования объекта;

    сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

Спорный объект основных средств можно отнести к нескольким кодам ОКОФ. При этом такие коды включены в разные амортизационные группы. Какую группу выбрать для установления срока полезного использования?

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-07-08/78243, в случае наличия противоречий при определении кода ОКОФ, комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения может принимать самостоятельное решение по отнесению спорных объектов к соответствующей группе кодов ОКОФ и определению их сроков полезного использования.

При этом, по мнению департамента, исходя из целей недопущения завышения расходов, связанных с амортизационными начислениями (занижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество), при выборе кодов ОКОФ для определения амортизационной группы в соответствии с Классификацией ОС целесообразно выбирать амортизационную группу с наибольшим сроком полезного использования (Письмо от 21.09.2017 № 02-06-10/61195).

Надо ли устанавливать новые сроки полезного использования и пересчитывать амортизацию на объекты, принятые к учету до 01.01.2017?

Обновленная Классификация ОС применяется в отношении объектов основных средств, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2017 года (письма Минфина РФ от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124, от 06.10.2016 № 03-05-05-01/58129).

Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию (принятых к учету) до 01.01.2017, срок полезного использования остается прежним. Менять его в соответствии с новой Классификацией ОС не нужно. Следовательно, не нужно пересчитывать и амортизацию (Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-07-08/78243).

Как правильно указать код ОКОФ в разд. 2.1 декларации по налогу на имущество?

Декларация по налогу на имущество, начиная с отчетности за 2017 год, представляется по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. По сравнению с прежней формой декларация дополнена разделом 2.1, в котором приводится пообъектная информация о недвижимом имуществе, облагаемом по среднегодовой стоимости, с указанием кадастровых номеров (при наличии), условных номеров (при наличии), инвентарных номеров (при отсутствии кадастровых, условных номеров и в случае наличия инвентарного номера), кодов ОКОФ и остаточной стоимости на 31 декабря налогового периода.

Код ОКОФ в разд. 2.1 указывается по строке 040. Предусмотренный формат заполнения строки 040 разд. 2.1 декларации имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, принятой в новом классификаторе (ОК 013-2014).

Напомним, что группировка основных средств в соответствии с новым классификатором ведется в отношении объектов, принятых к учету с 1 января 2017 года. В отношении основных средств, принятых к учету до указанной даты, группировка осуществлялась в соответствии со старым ОКОФ (ОК 013-94). При этом для данных объектов каких-либо переносов на новые группировки не требуется.

С учетом общих требований к заполнению текстовых, числовых, кодовых показателей декларации по налогу на имущество такие показатели проставляются слева направо начиная с 1-го (левого) знако-места. Если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знако-мест соответствующего поля, в незаполненных знако-местах в правой части поля проставляется прочерк.

С учетом изложенного, а также разъяснений ФНС, приведенных в письмах от 05.09.2017 № БС-4-21/17595@, от 24.08.2017 № БС-4-21/16786@, при заполнении разд. 2.1 авансового в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по старому ОКОФ (ОК 013-94), строки 040 заполняются с учетом общих требований к заполнению кодовых показателей, без учета разделителей в виде точек. Таким образом, девятизначный код ОКОФ проставляется в строке 040 слева направо начиная с 1-го (левого) знако-места с проставлением прочерков в незаполненных знако-местах.

Подводя итог, выделим несколько основных моментов, связанных с применением нового ОКОФ и Классификации ОС:

1) критерии отнесения материального объекта к основным средствам установлены Инструкцией № 157н. Если объект не включен в ОКОФ или не признается основным фондом согласно формулировке, указанной в ОКОФ, то это не значит, что он не может быть признан основным средством в целях принятия к бухгалтерскому учету;

1) новый ОКОФ и Классификация ОС применяются в отношении основных средств, принятых к учету с 01.01.2017. Объекты, числящиеся в составе основных средств до указанной даты, подлежат отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете согласно Инструкции 157н с группировкой согласно старому ОКОФ и сроком полезного использования указанных объектов, установленным в Классификации ОС (в редакции до 01.01.2017). Стоит отметить, что в связи с переходом на новый ОКОФ операции по переносу остатков основных средств на новые группировки, а также операции по пересчету амортизации не производятся;

3) в случае наличия противоречий в применении прямого (обратного) переходных между новым и старым ОКОФ, а также при отсутствии позиций в новом ОКОФ для объектов учета, ранее включаемых в группы материальных ценностей, по своим критериям являющихся основными средствами, комиссия по поступлению и выбытию активов субъекта учета может принимать самостоятельное решение по отнесению указанных объектов к соответствующей группе кодов ОКОФ и определению их сроков полезного использования;

4) в случае, если спорный объект можно отнести к нескольким кодам ОКОФ, которые включены в разные амортизационные группы, целесообразно выбирать амортизационную группу с наибольшим сроком полезного использования;

5) при заполнении декларации по налогу на имущество в строке 040 разд. 2.1 проставляется 12-значный код ОКОФ согласно новому классификатору, действующему с 01.01.2017. По объектам, принятым к учету до 01.01.2017, в указанной строке отражается девятизначный код ОКОФ слева направо начиная с 1-го (левого) знако-места с проставлением прочерков в незаполненных знако-местах.

основные средства амортизация налог на имущество

В силу п. 1 ст. 386 НК РФ учреждения здравоохранения, как и другие плательщики налога на имущество организаций, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять расчеты по авансовым платежам по налогу и декларацию по налогу в налоговые органы. Форма налоговой декларации утверждена Приказом ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Приказ содержит новые формы налоговой декларации, а также налогового расчета по авансовому платежу, форматы представления форм отчетности в электронном виде и требования к их заполнению (далее – декларация, расчет, Порядок заполнения). В статье мы рассмотрим основные новшества данного приказа.

СОСТАВ ДЕКЛАРАЦИИ.

В соответствии с п. 3 Приказа ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ новая форма налоговой декларации применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2017 года. Однако Письмом ФНС РФ от 14.04.2017 № БС-4-21/7145 налоговым органам рекомендовано принимать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество организаций за I квартал 2017 года уже по новой форме. Это связано с тем, что новые расчеты учитывают изменения, внесенные в порядок уплаты налога на имущество организаций, вступившие в силу 1 января 2017 года.

Согласно п. 1.2 Порядка заполнения налоговая декларация включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
  • раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости»;
  • раздел 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость».

Как мы видим, в отличие от декларации, утвержденной Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, новая форма декларации дополнена разделом 2.1, в котором приводится пообъектная информация о недвижимом имуществе, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости, в отношении которого налог исчислен в разделе 2 декларации, с указанием кадастровых номеров (при наличии), условных номеров (при наличии), инвентарных номеров (при отсутствии кадастровых, условных номеров и в случае наличия инвентарного номера), кодов ОКОФ и остаточной стоимости на последний день налогового периода.

Кроме того, в Приказе ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ уточнен порядок согласования одной декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ (в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования).

В силу п. 1.6 Порядка заполнения декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования, согласно ОКТМО.

При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды ОКТМО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

В случае, если законодательством предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ, полученному до начала налогового периода, за который представляется такая декларация. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

В случае, если налог зачисляется полностью или частично в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может оформляться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ, полученному до начала налогового периода, за который представляется такая декларация. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

В свою очередь, если налог полностью или частично зачисляется в бюджеты муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, одна декларация может составляться в отношении сумм налога, исчисленных отдельно по каждому муниципальному образованию и соответствующему ему коду ОКТМО. При этом одна декларация в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, может заполняться только в случае, если отсутствует решение представительного органа муниципального района о зачислении доходов от налога в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, по установленным нормативам отчислений от доходов от налога, подлежащих зачислению в соответствии с законом субъекта РФ в бюджеты муниципальных районов.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

В отношении как формы, так и порядка заполнения титульного листа надо отметить следующие новшества:

2. Уточнено, что номер контактного телефона учреждения должен состоять из кода страны, кода населенного пункта, номера телефона без знаков и пробелов. Например, «84950000000».

3. В связи с принятием Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» исключена обязанность заверять декларацию печатью юридического лица.

РАЗДЕЛ 1

Как и ранее, указанный раздел заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения учреждения, месту нахождения обособленного подразделения учреждения, имеющего отдельный баланс, месту нахождения недвижимого имущества.

РАЗДЕЛ 2

Согласно п. 5.2 Порядка заполнения данный раздел заполняется отдельно в отношении:

  • имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения учреждения;
  • имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения учреждения и обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
  • каждого объекта недвижимого имущества, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне РФ);
  • имущества, расположенного на территории другого государства, в отношении которого суммы налога фактически уплачены за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства;
  • льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения всей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) имущества.

При заполнении строк и граф данного раздела учитываются следующие особенности (п. 5.3 Порядка заполнения).

Строка Порядок заполнения
001 Указывается код вида имущества. Все коды представлены в приложении 5 к Порядку заполнения
010 Проставляется код ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма авансового платежа по налогу
020 – 140 Отражаются сведения об остаточной стоимости основных средств за налоговый период по состоянию на соответствующую дату
150 Указывается среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, исчисленная как частное от деления на 13 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 – 140
160
  • в первой части показателя – код налоговой льготы в соответствии приложением 6 к Порядку заполнения;
  • вторая часть показателя по строке с кодом 160 заполняется только в случае, если в первой части показателя обозначен код налоговой льготы 2012000
170 Отражается среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества за налоговый период, исчисленная как частное от деления на 13 суммы значений по графе 4 строк с кодами 020 – 140
190 Отражается налоговая база, исчисленная как разница значений строк с кодами 150 и 170
200*

Указывается составной показатель:

  • в первой части показателя – код налоговой льготы 2012400;
  • во второй части показателя – последовательно номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота
210 Приводится налоговая ставка
220

Отражается сумма налога за налоговый период, исчисленная как:

  • произведение значений строк с кодами 190, 210 и 215, деленное на 100, в случае заполнения раздела 2 декларации с кодом 09 по строке «Код вида имущества (код строки 001)»;
  • произведение значений строк с кодами 190 и 210, деленное на 100, в случае заполнения раздела 2 декларации с прочими кодами вида имущества, указанными по строке «Код вида имущества (код строки 001)»
230 Приводится сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по окончании отчетных периодов (I квартал, полугодие (второй квартал), девять месяцев (III квартал)), по налоговым расчетам по авансовым платежам по налогу, представленным в течение налогового периода
240**

Указывается составной показатель:

  • в первой части показателя – код налоговой льготы 2012500;
  • во второй – последовательно номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота
250** Проставляется сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет
270 Отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по пп. 1 – 7 п. 4 ст. 374 НК РФ

* Заполняется только в случае установления законом субъекта РФ для учреждения по данному имуществу налоговой льготы в виде понижения ставки.
** Заполняется только в случае установления законом субъекта РФ для отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

РАЗДЕЛ 2.1

Как мы уже отметили, декларация дополнена разделом 2.1, в котором приводится пообъектная информация о недвижимом имуществе, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости, в отношении которого налог исчислен в разделе 2 декларации, с указанием кадастровых номеров (при наличии), условных номеров (при наличии), инвентарных номеров (при отсутствии кадастровых, условных номеров и в случае наличия инвентарного номера), кодов ОКОФ и остаточной стоимости на последний день налогового периода.

Данный раздел заполняется в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается среднегодовая стоимость, сумма налога в отношении которых исчисляется в разделе 2 декларации.

Напомним, что в соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как:

1) среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). При ее определении имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным учетной политикой учреждения. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

В том случае, когда для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов для целей налогообложения рассчитывается как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода;

2) кадастровая стоимость отдельных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 375 НК РФ закреплено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. В силу положений пп. 3 п. 12 и п. 13 ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости применяется в отношении организаций – собственников объектов недвижимого имущества. Между тем все имущество учреждений здравоохранения является государственной или муниципальной собственностью и закрепляется за ними на праве оперативного управления.

Следовательно, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению здравоохранения на праве оперативного управления, нормы ст. 378.2 НК РФ не распространяются.

При заполнении строк и граф данного раздела учитываются следующие особенности (п. 6.2 Порядка заполнения).

Строка Порядок заполнения
010 Отражается кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии)
020 Обозначается условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости
030* Указывается инвентарный номер объекта недвижимого имущества
040 Проставляется код объекта недвижимого имущества в соответствии с ОКОФ
050 Приводится остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода

* Заполняется в случае отсутствия информации по строке 010 или 020.

В случае выбытия объекта недвижимого имущества до 31 декабря налогового периода (ликвидации организации до 31 декабря налогового периода) в отношении него раздел 2.1 не заполняется (п. 6.3 Порядка заполнения).

РАЗДЕЛ 3

  • российскими и иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость;
  • иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Как мы уже отметили, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению здравоохранения на праве оперативного управления, нормы ст. 378.2 НК РФ не распространяются.

Следовательно, и указанный раздел декларации ими не заполняется. Вместе с тем отметим что в данном разделе:

а) добавлена строка (001) «Код вида имущества». Коды приведены в приложении 5 к Порядку заполнения;

б) исключены строки, заполняемые в отношении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества иностранных организаций за налоговый период 2013 года;

в) отредактированы наименования строк, в которых указывается кадастровая стоимость;

г) добавлены строки, в которых отражается доля налогоплательщика в праве на объект недвижимого имущества (заполняется только в отношении объекта, находящегося в общей собственности), доля по п. 6 ст. 378.2 НК РФ.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОРЯДКУ ЗАПОЛНЕНИЯ.

Здесь следует сказать об изменениях, коснувшихся справочника «Коды налоговых льгот» (приложение 6 к Порядку заполнения). Указанный порядок дополнен тремя новыми кодами льгот.

Код льготы Наименование льготы Основание
2010340 Организации – в отношении имущества, расположенного во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ Пункт 23 ст. 381 НК РФ
2010257

Организации – в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Исключения, установленные абзацами вторым и третьим настоящей налоговой льготы, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года

Пункт 24 ст. 381 НК РФ
2010258 Организации – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества Пункт 25 ст. 381 НК РФ

В заключение отметим наиболее важные изменения в новой форме налоговой декларации:

1. Исключен код вида экономической деятельности по ОКВЭД.

2. Уточнен порядок согласования одной декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ (в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования).

3. Декларация дополнена разд. 2.1, в котором приводится пообъектная информация о недвижимом имуществе, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости, в отношении которого налог исчислен в разд. 2 декларации, с указанием кадастровых номеров (при наличии), условных номеров (при наличии), инвентарных номеров (при отсутствии кадастровых, условных номеров и в случае наличия инвентарного номера), кодов ОКОФ и остаточной стоимости на 31 декабря налогового периода.

  • добавлена строка «Код вида имущества»;
  • отредактированы наименования строк, в которых указывается кадастровая стоимость;
  • добавлены строки, в которых отмечается доля налогоплательщика в праве на объект недвижимого имущества (заполняется только в отношении объекта, находящегося в общей собственности), доля по п. 6 ст. 378.2 НК РФ.