Краткое содержание 4 7 главы тарас бульба.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 2 – краткое содержание

Дети Бульбы – суровый, твёрдый Остап и ловкий, падкий на женскую красоту Андрий – не походили друг на друга. Остап думал лишь о воинской славе, а Андрий ещё во время учёбы в Киеве воспылал страстной любовью к случайно увиденной полячке – дочери ковенского воеводы. Раз он даже пробрался к ней в дом через печную трубу.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 3 – краткое содержание

Стараясь быстрее познакомить сыновей с военным делом, Бульба предложил главному запорожскому вождю – кошевому атаману – устроить поход против татар или турок. Острожный атаман отказался, сославшись на договоры. Тогда Тарас устроил в Сечи казацкий бунт и сходку. Выбежав на главную площадь, запорожцы низложили кошевого и выбрали на его место товарища Бульбы, Кирдягу.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 4 – краткое содержание

Гоголь «Тарас Бульба», глава 5 – краткое содержание

Казаки предали страшному опустошению все южные области Польши. Остап и Андрий, радуя Бульбу, показали в этой войне неслыханную храбрость. Под конец запорожское войско осадило город Дубно и решило выморить его голодом.

В одну из ночей, когда вся казацкая армия спала под городскими стенами, Андрий внезапно увидел перед собой лицо старой татарки – служанки той польской панночки, которую он полюбил в Киеве. Татарка рассказала, что её госпожа находится в Дубно и уже близка к голодной смерти. С городских стен она видела средь казаков Андрия и теперь просит у него хотя бы кусок хлеба.

Сердце Андрия забилось от этого известия. Потихоньку набрав в мешок еды, он пошёл за татаркой к тайному подземному ходу, который вёл за городские стены.

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

Гоголь «Тарас Бульба», глава 6 – краткое содержание

Татарка проводила Андрия в город, к дому своей госпожи. Ставшая ещё красивее панночка умильно смотрела на своего спасителя. Любовь помутила разум казака. Он тут же поклялся прекрасной полячке, что отречётся ради неё от родины, отца и казачества.

Вбежавшая татарка принесла Андрию и панне известие: в город вошло сильное польское подкрепление.

Андрий и польская красавица. Иллюстрация С. Овчаренко к повести Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголь «Тарас Бульба», глава 7 – краткое содержание

Поляки сумели пробраться в город, внезапно напав у одних ворот на перепившийся Переяславский курень. Много казаков при этом погибло. Тарас Бульба не мог найти Андрия и думал, что он тоже убит. Однако знакомый жид Янкель рассказал: он видел его сына в городе. Очаровавшись красивой полячкой, тот велел передать запорожцам, что они уже ему не братья.

Под стенами Дубно закипели новые кровавые бои. Когда в них пал атаман уманского куреня, казаки выбрали на его место сына Бульбы, Остапа.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 8 – краткое содержание

К казакам пришла весть, что опустевшую Сечь жестоко разграбили татары . Запорожское войско разделилось: одна его половина бросилась вдогонку за татарвой , а другая – осталась осаждать Дубно.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 9 – краткое содержание

Тарас старался ободрить оставшихся под стенами города гордой речью о товариществе . Узнав об отступлении половины казаков, шляхтичи выступили из-за стен с сильными отрядами. В смертельном бою с обеих сторон пало много славных воинов. В решительный момент из городских ворот неожиданно вылетело польское подкрепление, во главе которого скакал, рубя запорожцев, сын Бульбы, Андрий.

Разъярённый отец нагнал сына у леса, схватил за повод его коня, проклял Андрия за измену народу и вере и застрелил из ружья. (См. Смерть Андрия .) К Бульбе подъехал Остап. Из леса на них внезапно бросилась толпа поляков. Тарас увидел, как Остапа схватили и начали вязать. Он кинулся на помощь к сыну, но потерял сознание от страшного удара.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 10 – краткое содержание

Старый товарищ Товкач вынес израненного Бульбу из битвы и на коне довёз до Сечи. Там раны Тараса зажили, но он ничего не знал о судьбе Остапа. Мысль о сыне не давала Бульбе покоя.

Тарас решил хотя бы ценой собственной жизни узнать, что случилось с Остапом. Поляки оценили голову Бульбы в две тысячи червонных, однако знакомый жид Янкель за щедрую мзду тайно довёз его через заставы до Варшавы на дне воза, засыпанного сверху кирпичами.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 11 – краткое содержание

В Варшаве Янкель с помощью других пронырливых жидов узнал, что Остап сидит в городской темнице. Попытка вызволить его оттуда или хотя бы добиться за деньги свидания с ним не удалась. Бульба вскоре узнал, что на следующий день Остапа и других казаков казнят на городской площади в присутствии огромной толпы.

Тарас пожелал пойти на место казни. Остапа подвели к палачу первым. Он с непоколебимым мужеством выносил ужасные муки. «Добре, сынку, добре!» – с замиранием сердца говорил про себя Бульба, глядя на это. Перед самой смертью, в ужасных страданиях Остап воскликнул: «Батько! Слышишь ли ты?»

«Слышу!» – раздалось ему в ответ среди всеобщей тишины. Польские стражники бросились искать Тараса, но он уже ускользнул. (См. Смерть Остапа .)

Остап перед казнью. Иллюстрация С. Овчаренко к повести Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголь «Тарас Бульба», глава 12 – краткое содержание

Гетмана Остраница и его товарищ Гуня подняли в Малороссии новое казацкое восстание . Лучше всех сражался полк, во главе которого стоял Тарас Бульба, мстивший за убитого Остапа. Казаки разбили самого коронного гетмана Николая Потоцкого, но потом их вожди неосмотрительно пошли на мир с врагом.

Бульба отговаривал от этого мира, а когда его не послушали – продолжил борьбу с одним своим полком. Пять польских полков настигли его на берегу Днестра. Шляхтичи схватили Тараса, приковали к высокому дереву на холме и стали жечь на костре. Но и в последние минуты жизни Бульба успел прокричать скакавшим к реке соратникам о месте, где спрятаны лодки. Уже охваченный огнём, он громко пророчил, что поднимется на Русской земле великое православное царство, и не будет в мире силы, которая не покорилась бы ему. (См. Смерть Тараса Бульбы .)

План пересказа

1. Тарас Бульба встречает своих сыновей, приехавших из бурсы.
2. Наутро они выезжают в Запорожскую сечь.
3. Мысли героев во время дороги.
4. Обычаи и нравы запорожских казаков.
5. Казаки отправляются в поход.
6. Запорожцы осаждают польский город Дубно.
7. Андрий идет на свидание с панночкой в осажденный город.
8. Предательство Андрия.
9. Страшный бой у стен города. Тарас во время боя замечает отсутствие Андрия.
10. Казацкое войско делится. Половина идет в Сечь, вызволять захваченных татарами товарищей, другая половина остается возле города Дубно, чтобы вызволить пленных здесь.
11. Бой возле города Дубно. Тарас Бульба убивает своего сына Андрия.
12. Тарас спасен из жестокого боя. Остап остается в плену.
13. Тарас, вылечившись от ран, едет в Варшаву разыскивать Остапа.
14. Тарас присутствует на казни своего сына Остапа.
15. Тарас Бульба мстит за смерть сына.
16. Смерть Тараса Бульбы.

Пересказ
Глава I

Тарас встречается с сыновьями Остапом и Андрием, приехавшими домой из Киева, где учились в бурсе (духовном училище). Отец любуется сыновьями, шутя, предлагает старшему (Остапу) биться на кулаках. И отец с сыном, вместо приветствия, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь. Младший сын стоял молча и наблюдал, за что получил от отца упрек.

Тарас собирается отправить сыновей в Запорожье: «Там вам школа; там только наберетесь разуму». Мать опечалилась, что всего неделю дети будут дома. Тарас прикрикнул на жену и велел ей накрывать на стол, угощать сыновей. Бульба повел сыновей своих в светлицу (следует описание убранства комнат, характерного для малоросских домов). На ужин Бульба пригласил всех сотников и весь полковой чин. Тарас представил им своих сыновей. Когда гости расселись за столом, Тарас стал подшучивать над сыновьями, расспрашивал, наказывали ли их в бурсе? Остап сдержанно ответил отцу, что все это уже в прошлом, теперь он готов лично показать, что за вещь казацкая сабля. Тарас одобрил слова сына и тут же сказал, что и он с сыновьями уедет на Сечь. Бедная мать с горестью в глазах смотрела на сыновей: ей предстояла скорая разлука с детьми.

Далее рассказывается о происхождении («один из числа коренных, старых полковников») и характере Тараса: он отличался грубой прямотой нрава, любил простую жизнь козаков, считал себя законным защитником православия. Перед отъездом на Сечь Тарас передал свою власть есаулу Товкачу.

Когда улеглись спать, мать долго сидела у изголовья сыновей: она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и плакала. Как всякая женщина того удалого века, она видела мужа в год два-три дня, терпела оскорбления, даже побои. Вся ее любовь обратилась в ней в одно материнское чувство. Мать боялась, что при первой же битве татарин срубит им головы, а она не будет знать... Рыдая, она глядела им в очи и мечтала, что вдруг утром Бульба передумает и не поедет на Сечь.

Проснувшись рано утром, Тарас Бульба разбудил сыновей и стал поторапливать жену. Позавтракав всей семьей, они присели перед дальней дорогой. Мать, обнимая сыновей, благословила их.

У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта... Слезы матери растрогали молодых козаков, и они, скрывая от отца, смахивали свои слезы. Проехавши довольно далеко, братья оглянулись назад: только две трубы были видны издалека... Прощайте детство и игры...

Глава II

Три всадника ехали молча. Тарас думал о прошлом, вспоминая свои молодые годы, и представлял предстоящую встречу с козаками. Сыновья вспоминали о другом. В двенадцать лет они были отданы в Киевскую академию. Остап - старший сын — в первый же год бежал из академии. Его вернули, высекли и вновь посадили за книгу. Четыре раза он закапывал букварь в землю, за что был четырежды высечен, и вновь ему покупали букварь. Лишь обещание отца двадцать лет продержать Остапа в монастыре успокоило его. Остап не проявлял особого старания в учебе, но был хорошим товарищем, прямодушным человеком, слезы матери тронули его до глубины души.

Андрий был более развитым, учился охотнее. Характером обладал тяжелым и сильным. Умел Андрий увертываться от наказания, но так же, как и его брат, «кипел жаждою подвига». Любил бродить по улицам Киева. Один раз на него чуть не наехала колымага какого-то польского пана, Андрий успел отскочить в сторону и упал в грязь. Из окон соседнего дома за ним наблюдала смеющаяся девушка. Расспросив дворню, Андрий узнал, что это была дочь приехавшего на время воеводы. В следующую ночь Андрий пробрался в дом красавицы. К утру служанка вывела Андрия в сад, и через забор он выбрался на улицу. И вот теперь в степи он вспоминал эту встречу с красавицей-полячкой.

Тарас, очнувшись от своей задумчивости, стал подбадривать сыновей и сказал, что скоро они будут на месте.

Описываются степь, быт и нравы козаков, их обычаи, традиции. После трехдневного пути Тарас со своими сыновьями добрался до Днепра, где была тогда Сечь. При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах, вырытых в земле. Встреча Тараса со знакомыми козаками.

Глава III

Около недели жил Тарас с сыновьями на Сечи. Остап и Андрий мало занимались военной подготовкой.

Вся Сечь представляла собой какое-то беспрерывное пиршество, праздник, потерявший свое начало. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до Вечера. Остапа и Андрия удивило, что при них приходила на Сечь гибель народа, и никто не спрашивал, кто они, откуда... Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые были похожи на отдельные республики. Все было в руках куренного атамана: деньги, одежда, продукты, топливо. Ему отдавали деньги на сохранение. Окунувшись в это разгульное море, Остап и Андрий быстро забыли и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало раньше их души.

Но Сечи жила по очень строгим законам. Если козак украл что-нибудь, его привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, и всякий проходящий обязан был нанести удар, пока не забьют его насмерть. Должника, не вернувшего деньги вовремя, привязывали к пушке и держали так до тех пор, пока кто-то из товарищей не выплачивал за него долг. Страшная казнь назначалась за смертоубийство: вырывали яму, опускали в нее живого убийцу и сверх него ставили гроб с убиенным, а потом обоих засыпали землею.

Оба молодых козака вскоре были уже на хорошем счету у козаков. Они отличались молодой удалью, удачливостью во всем, метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Но Тараса не устраивала эта праздная жизнь, он думал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где можно было бы разгуляться рыцарю как следует.

Глава IV

Тарас Бульба посовещайся с умным и хитрым козаком, избранным кошевым, о том, как поднять запорожцев на какое-нибудь дело. Через час все козаки были подняты по тревоге. Несколько человек переплыли на противоположный берег Днепра и достали спрятанное в камышах оружие, деньги. Другие стали осматривать челны, готовить их в дорогу.

В это время большой паром стал причаливать к берегу. На вопрос кошевого, с чем козаки приехали, плечистый козак лет пятидесяти ответил, что с бедою. Старый козак объяснил, что церкви святые отняты. Полковники отдали все полякам.

Собравшиеся на берегу козаки шумно обсуждали услышанное: взволновались все — и тяжелодумы, и крепкие мужики... Теперь уже все хотели в поход - старые и молодые. Решено было идти прямо на Польшу и отомстить ей за все зло, посрамленье веры и славы казацкой, набрать добычи с городов, по деревням пустить пожар. Все вдруг вокруг преобразилось. Козаки стали готовиться к походу: раздавались звуки пробной стрельбы, бряканье сабель, скрип поворачиваемых возов. В небольшой деревенской церкви священник отслужил молебен, окропил всех святою водою, все целовали крест. Когда табор тронулся, запорожцы оглянулись назад, и каждый из них попрощался с Сечью.

Глава V

Скоро весь польский юго-запад сделался добычею страха. Пронеслись слухи о том, что появились запорожцы. Все, что могло спасаться, спасалось, разбегалось... Все знали, как трудно иметь дело с толпой, известной как запорожское войско.

А Тарасу любо было видеть, что оба его сына были одними из первых. Глядя на Остапа, он думал, что тот будет со временем добрым полковником, который и батьку за пояс заткнет.

Дивился Тарас изворотливости и младшего сына - Андрия. Но боялся Тарас, как бы Андрий не попал бы в руки врага.

Войско решило идти прямо на город Дубно. За полтора дня запорожцы добрались до стен города, где по слухам было много казны, богатых обывателей. Жители города решили умереть на порогах домов, но не пустить неприятеля. Город окружал высокий земляной вал, в городе находился хорошо вооруженный гарнизон. Запорожцы полезли на вал, но были встречены сильною картечью. Все жители (даже женщины и дети) стояли кучею на земляном валу. Запорожцы не любили иметь дело с крепостями и по приказу кошевого отступили и окружили город. Козаки так же, как и на Сечи, стали играть в чехарду, обменивались добычей, курили люльки... Молодым козакам не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал. Тарас успокаивал сына: «Терпи козак, атаманом будешь!» Подоспел и Тарасов полк. Всех козаков набралось больше четырех тысяч.

В ночь перед осадой города Остап занялся своим делом, а Андрий не мог уснуть. Гоголь описывает июньскую ночь, спящих запорожцев.

Вдруг Андрий почувствовал, что кто-то наклонился перед ним. Он схватился за ружье: «Кто ты? Коли дух нечистый, сгинь с глаз, коли живой человек, не в пору завел шутку, - убью с одного прицела». Андрий стал вглядываться и узнал в женщине служанку польской панночки. Татарка рассказала Андрию, что панночка находится в городе, что она уже второй день ничего не ела, поскольку в городе закончились продукты, и жители едят одну землю. С городского вала панночка увидела Андрия среди козаков и отправила свою служанку к нему. Если он помнит, то пусть сам придет к ней, а если забыл, то хоть кусок хлеба передал бы для больной ее матери.

Разные чувства пробудились в груди молодого козака. Он решил идти в город. Стал искать хлеба, каши. Но каши в казанах не оказалось. Тогда из-под головы Остапа он выдернул мешок с белым хлебом, доставшийся в бою, и отправился тайным путем вслед за татаркой в город.

Глава VI

Пробираясь по улицам города, Андрий был поражен тем, к каким страшным жертвам привел голод. Он спросил, неужели не осталось в городе никакой скотины? Служанка рассказала, что все переели, даже мыши в городе не найдешь. На вопрос, почему же город не сдают, татарка ответила, что воеводе приказано держать его, ждать подкрепления. Татарка привела Андрия в комнату, где сидела панночка. Затем она внесла нарезанный уже хлеб на золотом блюде и поставила его перед панною.

Красавица взглянула на нее, на хлеб и потом на Андрия... Она взяла кусок хлеба и поднесла ко рту. Как только откусила, татарка сказала, чтобы больше она не ела, хлеб после долгого голода «будет ядовит». Панночка послушалась и положила хлеб на блюдо. Андрий стал расспрашивать красавицу, отчего она так печальна. В ответ она сказала, Что он не может ее любить, что его долг и завет запрещают это, поскольку они - враги. Андрий возразил: у него никого нет — ни товарищей, ни отчизны. «Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» - сказал Андрий. Вдруг их разговор прерывает служанка: в город вошли поляки, они спасены.

И погиб молодой козак! Пропал для всего козацкого рыцарства. И Тарас проклянет своего сына.

Глава VII

Шум и движение происходили в запорожском таборе. Сначала никто не мог понять, что случилось. Потом узнали, что весь Переяславский курень был мертвецки пьян, поэтому половину козаков перебили, а другую половину - перевязали. Пока другие курени пробуждались от шума, польское войско уходило к воротам города. После происшедшего кошевой отдал приказ собраться всем. Он стал ругать козаков, обличая их в пьянстве. Козаки, чувствуя свою вину, стояли, понурив головы. В ответ на злые слова кошевого атаман Кукубенко возразил, что греха никакого в этом нет, что козаки напились. Ведь уже который день они были без дела, и поста не было никакого. Но они покажут, как нападать на безвинных людей, побьют вероломных поляков так, что те и пят не унесут домой. Речь куренного атамана понравилась козакам. Кошевой приказал разделиться на три отряда и перед тремя воротами города ждать выхода польского войска из них. Строго приказал каждому атаману переглядеть свой курень, а у кого недочет, пусть пополнят остатками Переяславского.

Атаманы отправились каждый к своему куреню. Тарас вдруг узнал, что нет Андрия. Не в плен ли взяли его поляки? Но не таков был Андрий, чтобы сдаться в плен. Задумавшийся Тарас шел перед полком. Повел он свой полк в засаду и скрылся с ним за лесом. А запорожцы - пешие и конные, выступали на три дороги к трем воротам. В городе услышали движение козаков. Все высыпали на вал. Полковник стал кричать, чтобы запорожцы сдавали оружие, и приказал вывести напоказ взятых в плен козаков. На вал вывели связанных веревками козаков, впереди них был куренной атаман Хлиб. Стыдно было атаману за этот позор, за одну ночь поседела его голова от переживаний.

С вала стали палить картечью. Ворота отворились, выступило войско. Кошевой командовал, чтобы козаки нападали, не давали ляхам строиться в ряд. Козаки ударили внезапно, сбили и смешали врагов в кучу. При подробном описании боя особое внимание автор уделяет поведению Остапа. Тарас услышал, что Остапа назначили атаманом уманцев. Обрадовался старый козак, стал благодарить уманцев за честь, оказанную сыну.

Козаки вновь отступили, готовясь идти к таборам, как на валу появились ляхи, но уже в изорванных епанчах... Козаки расположились отдыхать после тяжелого боя. Некоторые стали присыпать землей раны, другие, кто был посвежее, подбирали тела погибших и хоронили их.

Глава VIII

Рано утром разбуженные запорожцы собрались в круги. Из Сечи пришла весть, что татары во время отлучки козаков напали на нее и ограбили, избили и забрали в плен всех и направились прямо к Перекопу. В подобных случаях запорожцы гнались сразу за похитителями, стараясь настигнуть их на дороге и отбить пленных. Если этого не удавалось сделать, то пленные могли очутиться на базарах Малой Азии, в Смирне, на Критском острове... Козаки стали требовать созвать Совет. Кошевой решил идти вслед за разбойниками-татарами. Козаки поддержали его решение. Но Тарасу Бульбе не пришлись по душе такие слова. Задумался старый козак и произнес: «Нет, не прав совет твой, кошевой! - сказал он. - ...Ты позабыл, что в плену остаются наши, захваченные ляхами?» Тарас яркой своей речью стал убеждать козаков остаться и освободить товарищей, взятых в плен поляками. Козаки призадумались. Вышел вперед всех старейший во всем войске козак Касьян Бовдюг. Он сказал, что и кошевой, и Тарас каждый прав по-своему. Предложил сделать выбор: кому милы захваченные татарами товарищи, пусть идут их освобождать, а кто хочет, пусть остается здесь и освобождает другую группу товарищей. Кошевой пойдет с одной половиной войска, а другая выберет себе наказного атамана. А таким атаманом может быть Тарас Бульба, потому что нет равного ему в доблести.

Козаки благодарили мудрого козака за правильное решение. Когда козаки разделились на две группы, Кошевой прошел между рядами и сказал, чтобы они попрощались, перецеловались между собою. С наступлением ночи группа козаков, возглавляемая Кошевым, отправилась в путь. Другая группа осталась у города Дубно с атаманом Тарасом Бульбой.

Глава IX

В городе никто не узнал, что половина запорожцев выступили в погоню за татарами.

Оправдались слова Кошевого, что припасов в городе надолго не хватит. Несколько раз войска пытались сделать вылазку за продуктами, но были перебиты козаками. Полковники готовились дать сражение. Тарас догадывался об этом, наблюдая за движением и шумом в городе. Он приказал козакам готовиться к обороне. И когда все было сделано, Тарас выступил с речью перед запорожцами. Атаман призывал товарищей сложить, если надо голову, но не сдавать русские земли врагам и освободить своих товарищей из плена. Речь эта тронула всех запорожцев, дошла до самого сердца каждого.

Из города выступало неприятельское войско. Толстый полковник отдавал приказы. Стали они тесно наступать на казацкие таборы. Подпустив на ружейный выстрел, козаки начали стрелять в противника. Превосходство в бою было на стороне запорожцев. Но раздались выстрелы из пушек, и многие козаки были ранены. Тарас приказал Незамайковскому и Стебликивскому куреням сесть на коней. Но не успели сделать этого козаки, потому что из города палили пушки. Больше половины Незамайковского куреня как и не бывало. Это разозлило козаков, они пошли на пушки. Тарас во время боя несколько раз подбадривал товарищей словами: «Что, паны? Есть еще порох в пороховницах; еще крепка казацкая сила; еще не гнутся козаки?»

Автор описывает, как героически, стойко принимали смерть козаки. Уже только три куренных атамана остались в живых, но козаки снова ринулись в бой. Тарас махнул платком Остапу, находившемуся в засаде. Остап ударил в конницу. Вот и победа была близка. Но вдруг из ворот города вылетел гусарский полк, краса всех конных полков. Среди воинов неприятеля Тарас узнал своего сына Андрия. Остановился старый Тарас и глядел на то, как тот чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Тарас велел козакам заманить Андрия к лесу. Тридцать быстрейших козаков кинулись выполнить приказ атамана. Тарас, ухватив за повод коня Андрия, остановил его. Андрий испугался, увидев отца. Тарас приказал сыну слезть с коня, стоять и не шевелиться. Потом, отступив шаг назад, снял с плеча ружье и выстрелил. Долго глядел сыноубийца на бездыханный труп. Остап подъехал и спросил у отца: «Это ты убил его, батько?» Тарас кивнул головою. Жалко стало брата Остацу, и он проговорил тут же: «Предадим же батько, его честно земле». «Погребут его и без нас!» - ответил Тарас. Минуты две думал Тарас, как поступить с телом младшего сына. Вдруг ему принесли весть, что на подмогу полякам прибыла свежая сила. «На коней, Остап!» - сказал Тарас, спеша еще застать козаков. Не успели выехать они из леса, как неприятельская сила окружила лес со всех сторон. Шестеро поляков накинулись на Остапа. Тарас, отбиваясь от врага, смотрел все вперед, на Остапа. Но вдруг как тяжелым камнем хватило самого Тараса. И рухнул он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи.

Глава X

Тарас очнулся в чужой светлице и увидел перед собою Товкача. Тарас стал расспрашивать, где он находится. Товкач рассказал, что удалось его, изрубленного, вывести из леса, и вот уже две недели он везет Тараса на Украину. Тарас вспомнил, что Остапа схватили и связали на его глазах и что он находится в плену у ляхов. Горе охватило старого козака. Он вновь впал в беспамятство от жара. Верный его товарищ Товкач скакал без отдыху дни и ночи, и привез его, бесчувственного, в Запорожскую Сечь. Там лечил он его травами и примочками. Через полтора месяца встал Тарас на ноги. В Сечи не осталось ничего знакомого Тарасу, перемерли все его старые товарищи. Как ни старались развеселить его козаки, не удалось. Сурово и равнодушно глядел он на все, и лицо его выражало неугасимую горесть, и тихо, понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»

Долго мучился старый козак. И решил идти и узнать, что сталось с Остапом: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его? Через неделю Тарас оказался в городе Умани. Он подъехал к одному из домов, где жили жиды. Он вошел в дом поговорить с Янкелем. Янкель молился в своей светлице, как вдруг увидел Тараса, за голову которого поляки обещали две тысячи червонцев, но подавил в себе жадность к золоту и выслушал Тараса. Тарас напомнил жиду о своей услуге, сделанной во спасение его жизни, и просил помочь теперь ему. Янкель сказал, что в Варшаве его узнают и арестуют. Тарас обещал ему пять тысяч золотых, если провезет его в Варшаву. Янкель предложил в Варшаву повезти кирпич, а с этим возом и Тараса.

Глава XI

Янкель узнал, что Остап сидит в городской темнице, й надеялся, хотя это было и очень трудно, устроить Тарасу свидание с сыном. Янкель оставил Тараса в доме у своих знакомых, а сам отправился с двумя другими жидами устраивать дело.

Тарас чувствовал беспокойство. Душа его была в лихорадочном состоянии. В таком состоянии пробыл он весь день, не ел, не пил... Вернувшись, жиды стали объяснять Тарасу, что ничего сделать они не смогли. Завтра всех пленных будут казнить. И если он хочет, завтра на рассвете его могут провести на площадь. Тарас согласился. Ночью с помощью жидов он пробрался в темницу. Но встретиться с сыном не смог. Тогда он направился на площадь, где должна была произойти казнь. Много народу собралось на площади. Вдруг в толпе раздались крики: «Ведут! Ведут! Козаки!..» Впереди всех шел Остап.

Тарас, стоя в толпе, не проронил ни слова. Он наблюдал и слушал речь своего старшего сына, с которой тот обратился к своим братьям-козакам. Остап призывал козаков стойко принять смерть.

Далее автор описывает казнь. Стойко и мужественно перенес все изуверские муки Остап. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах-кости... Тарас стоял в толпе, понурив голову и гордо приподняв очи, одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!» Когда Остапа подвели к последним смертным мукам, он в душевной немощи воскликнул:

— Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины.

Часть военных всадников метнулась искать Тараса. Но его и след простыл.

Глава XII

Тарас собрал войско и выступил за освобождение Украины от иноземных захватчиков. Он гулял по всей Польше со своим полком, выжег восемнадцать местечек, около сорока костелов и уже подходил к городу Кракову. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапу!» — приговаривал Тарас. И такие поминки по сыну Тарас отправлял в каждом селении, пока власти Польши не увидели, что поступки Тараса — это побольше, чем обыкновенное разбойничество. И поэтому Потоцкому было поручено с пятью полками непременно поймать Тараса.

Шесть дней уходили козаки от преследований, но Потоцкому удалось настичь войско Тараса у самого Днестра. Описание боя, в котором Тарас был взят в плен. Тридцать человек повисло у него на руках и ногах. С гетманского разрешения враги придумали ему страшную казнь: сжечь его живого на виду у всех.

Железными цепями притянули его к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден, стали раскладывать под деревом костер. Но Тарас не о своей смерти думал. Он смотрел, как отстреливались козаки, и очень обрадовался, увидев, как несколько козаков успели переплыть через Днестр. Огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву...

Но разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!


Тарас Бульба – повесть Николая Васильевича Гоголя, идея которой возникла у автора в 1830 году. Написание произведения продолжалось в течение десяти лет. В переделанном автором варианте – двенадцать глав. На протяжении повести рассказывается о том, что происходило во время войны запорожцев с поляками; какие невероятные трудности приходилось испытывать казакам, защищая свою землю, как не сгибались они ни под огнем, ни под мечом, желая остаться верными Отчизне. Только младший сын Тараса Бульбы Андрей оказался предателем и был убит собственным отцом… Подробнее с повестью можно ознакомиться, прочитав краткое содержание.

Меню статьи:

Глава 1

Два сына Тараса Бульбы – Остап и Андрей – после учебы в Киевской бурсе возвращаются домой. Их встречает радостный отец и встревоженная мать. После недолгих приветствий Тарас и старший сын Остап вдруг захотели померяться силами и стали бить друг друга, к большому беспокойству мамы. Наконец, отец оценил силу сына словами: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!»

Мечта сделать сыновей борцами за родину засела в душе упрямого Тараса Бульбы давно. И он принял решение отправить их на Запорожье. Его не трогают ни слезы матери, и так долго не видевшей Остапа и Андрея, ни то, что они уже столько времени не были дома. «Сыновья должны быть на войне – и точка» – так думает Тарас. В пылу разгоревшихся чувств он внезапно изъявляет желание ехать с ними. Отец и двое молодых казака, к великому горю бедной старушки, уже на следующий день отправляются в путь.

Глава 2

Бурса, где учились Остап и Андрей, не научила их знаниям, но закалила характер. Например, часто избиваемый розгами старший сын стал отличаться твердостью, что приемлемо для казаков, и дорожил товариществом; меньший же учился лучше и умел хотя бы иногда уклоняться от наказания. Кроме жажды подвига, его душе были доступны и другие чувства.

По дороге в Запорожье, сидя на коне, Андрей стал вспоминать первую встречу с красавицей-полячкой, панночкой: как испугалась она, увидев перед собой незнакомца, как надела ему на голову свою блистательную диадему; как по-детски вела себя, вводя его в смущение.

А Запорожье с каждым днем было все ближе. Вот уже повеял холодными волнами Днепр, и казаки, после того, как пересекли его, оказались на острове Хортицы, у Сечи.

Глава 3

Непрекращающееся пиршество Сечи, где Тарас Бульба поселился со своими сыновьями, пьяная веселость людей увлекли Остапа и Андрея настолько, что они с упоением предались разгульной жизни. Жестокие законы казачества, когда проворовавшегося человека забивали до смерти дубиной, а должник был прикован цепью к пушке в ожидании выкупа за него, были еще не настолько суровыми наказаниями в сравнении с тем, которое полагалось за убийство. Совершившего подобное закапывали живьем в землю вместе с убитым. Это произвело неизгладимое впечатление на Андрея.

Так и жили относительно спокойно сыновья Тараса, пока не захотел их отец новой войны. Именно он стал подбивать кошевого развязать битву с бусурменами, несмотря на то, что султану был обещан мир. Считая, что, не умея воевать, сгинет человек без доброго дела подобно собаке, Тарас Бульба искал любой повод для вражды с иным народом. Возражения кошевого были встречены им в штыки, и очень скоро предводителем казаков избрали другого –старого товарища Тараса Бульбы по имени Кирдяга. В Сечи праздновали это событие целую ночь.

Глава 4

Как бы это ни казалось странным нормальному человеку, но Тарас Бульба был просто одержим идеей с кем-то воевать. Он сокрушался по поводу того, что «пропадает казацкая сила, нет войны» и стал подговаривать народ к радикальным действиям. Повод вскоре нашелся. На остров прибыл паром с беглыми казаками, которые рассказали о беззакониях «жидов», которые из риз попов шьют себе одежду и налагают запрет на христианские праздники. Это стало сигналом к тому, чтобы развязать новую войну между запорожцами и поляками.

Глава 5

Начинающаяся война удовлетворяла Тараса Бульбу. Он гордился своими возмужавшими сыновьями, хотя считал, что Остап более способен к военному делу, чем Андрей. Романтичная натура младшего сына проявлялась и в тоске по матери, которая передала икону; и в созерцании красивой природы. Мягкое сердце, не до конца ожесточенное битвами, стремилось любить. Именно поэтому Андрей, узнав от татарки, что панночка голодает, решился на отчаянный поступок: забрать у спящего брата мешок с продуктами, пойти вслед за татаркой, увидеться с красавицей-полячкой и помочь ей.

Глава 6

Во время того, как татарка ведет Андрея по подземному переходу, он замечает и молящихся католических священников, и умирающих от голода женщин и детей – страшную картину, от которой стынет сердце. Придя на место, юноша встречается с той, которую не видит уже давно, – и замечает, что она стала еще красивее. Чувства Андрея возобладали над здравым смыслом, и он пошел на то, чтобы ради этой девушки отказаться от всего – Родины, отца, брата, друзей. Без колебаний перешел на сторону врага.

Глава 7

Казаки готовятся к нападению на Дубно с целью нанести удар за взятых в плен казаков. Тарас Бульба волнуется, ведь нигде не видит сына Андрея – ни в отряде казаков, ни среди убитых, ни среди пленных. И вдруг Янкель сообщает страшную новость: видел пана Андрия, но не связанного в плену, а живого, рыцаря, всего в золоте, как самый богатый польский пан. Тараса шокировало подобное известие, и он поначалу не захотел верить своим ушам, обвиняя Янкеля во лжи. А тот приводил факты все более и более ужасные, говоря, что даже от отца и брата отрекся Андрей, сказав, что будет биться с ними.

Завязывается битва между поляками и запорожцами, в которой гибнет много казаков, в том числе и атаман. Остап решает отомстить за него, и за такой подвиг его самого избирают атаманом.

Тарас все переживает за сына, волнуясь, почему его не было среди сражавшихся.

Глава 8

На запорожцев нападают татары, и посоветовавшись, казаки решают прогнать их и возвратить награбленное. Однако, Тарас иного мнения: он предлагает сначала вызволить из польского плена товарищей. Мудрый совет Касьяна Бовдюга – разделиться и идти войной и на тех, и на тех, – оказывается как нельзя кстати. Воины поступают так.

Глава 9

В суровой битве запорожцы несут большие потери: против них применили пушки. Однако, казаки, подбадриваемые Бульбой, не сдаются. Вдруг Тарас видит своего младшего сына, который едет на вороном коне в составе польского полка. Обезумевший от гнева отец догоняет юношу. Он убивает Андрия выстрелом со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Остап видит произошедшее, однако, разбираться нет времени – на него совершают нападение польские воины. Так старший сын становится пленником ляхов. А Тарас получает серьезное ранение.

Глава 10

Бульба, привезенный товарищами в Сечь, спустя полтора месяца оправляется от ран и решает поехать в Варшаву, увидеть Остапа. За помощью он обращается к Янкелю, даже не испугавшись того, что за его голову обещаны немалые деньги. И тот, взяв вознаграждение, прячет Тараса на дне повозки, заложив верх кирпичом.

Глава 11

Остапа собираются казнить на рассвете. Бульба опоздал: освободить его из темницы уже невозможно. Разрешается только повидаться с ним на рассвете. Янкель, чтобы устроить встречу, идет на хитрость: переодевает Тараса в иностранные одежды, но тот, задетый репликой в адрес казаков, выдает себя. Затем Бульба идет на место казни сына. Он стоит в толпе, видит, какие мучения приходится испытывать тому, кто не предал Отчизны, отдает жизнь за неё, и говорит одобрительно: «Добре, сынку, добре».

Глава 12

Вся нация под предводительством Тараса Бульбы поднялась против поляков. Он стал очень жестоким, не щадил никого из врагов, сжег восемнадцать городов. За голову Бульбы предлагались немалые деньги, но взять его не могли – до той поры, пока он сам из-за нелепой случайности не попался в руки врагам. У Тараса выпала люлька с табаком, и он остановил коней, чтобы отыскать её в траве. Тогда же и схватили его поляки, и приговорили к суровой смерти – через сожжение. Но не сдался Тарас перед лицом мучений, и даже пылающий костер не остановил его. До последнего дыхания ободрял он казаков, ведущих битву на берегу реки Днестр.

А они потом вспоминали и славили своего атамана.

Повесть начинается с прибытия в родной дом двух сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Они, как и многие другие дети казаков-запорожцев, были отданы в обучение в Киевскую бурсу – в семинарию. Из них не собирались делать священников, однако козацкий полковник Тарас считал, что у его детей должно быть образование. Не менее важным он считал и продолжение их мужского воспитания в Запорожской Сечи, куда он и его сыновья должны были отправиться как можно быстрее.

Уже в первой сцене повести видны характеры главных героев. Остап мужественный, решительный, прямолинейный. Он не терпит шуток и насмешек и готов защищать свою честь всеми силами даже перед отцом. Андрий, напротив, нежный, чувствительный, мечтательный. Тарас – шумный, сумасбродный, не терпит отказа ни в чем, это человек действия.

С огромной нежностью описывает Гоголь мать молодых козаков – жену Тараса Бульбы. Она – тихая, безответная женщина, привыкла подчиняться своему мужу, терпела от него многие обиды. Во время его частых отъездов она сама вела большое хозяйство. Без помощи мужа она и детей вырастила, но не имеет возможности задержать их дома. Ей только и остается одна ночь, чтобы налюбоваться детьми перед отъездом. Бедная мать не знает, вернутся ли ее сыновья домой живыми, ведь запорожцы находились в те времена в состоянии почти непрерывной войны.

В Запорожской Сечи

На следующий день после возвращения молодых людей из бурсы отец увозит их в военный лагерь козаков. В пути разные мысли посещают путешественников. Остап мечтает о воинской славе, Тарас вспоминает свои старые подвиги, а Андрий – прекрасную полячку, которую встретил и полюбил во время учебы.

Тарас привозит своих сыновей в Запорожскую Сечь – лагерь козаков. Здесь они проводят почти все время между сражениями. Это мужское сообщество со своими законами, где ценятся удаль и молодечество, умение пить спиртное и сражаться с врагами. Куренные атаманы здесь выбираются козаками, правила установлены раз и навсегда.

Остап и Андрий, несмотря на все свои различия, приходятся ко двору в Сечи. Их и молодые козаки, и ветераны считают хорошими воинами, уважают и любят. Гордится ими старый Тарас. Радуется, что его дети показывают хорошо себя в мирное время. Он надеется, что и во время войны ему не будет стыдно за своих сынов.

Война началась

Подходящего случая не приходится долго ждать, да и сам Тарас способствует повышению военного пыла запорожцев. По его совету переизбирают главу Сечи – кошевого. Теперь козаками командует воинственный человек, который дает команду готовиться к войне с Польшей.

Однако запорожцы не могут нарушить своего слова, данного полякам и туркам. Они не могут напасть на своих врагов без повода. Но повод тоже вскоре находится. В Сечи появляется отряд козаков, которые рассказывают о бесчинствах поляков и евреев. Это и становится формальной причиной для выступления запорожцев.

Война всегда сопровождается смертями, кровью и пожарами. Запорожцы шли по Польше, не щадя никого, убивая и старых, и молодых. Каждая польская или еврейская семья могла стать жертвой погрома.

Остап и Андрий во время войны

В боях закалились сыновья старого Тараса. Остап показал себя умелым руководителем, и отец уже мечтал о том, что он станет знаменитым полководцем. А Андрий в каждом бою удивлял всех своей безрассудной храбростью, воинской удалью.

Козаки несли с собой страх, пожары, ненависть и убийства. В боях и сраженьях, в дыму и огне запорожское войско пришло к большому городу Дубна. Это был большая и хорошо укрепленная крепость. Козацкое войско не могло его взять сразу, поэтому была организована осада.

Стычки случались редко, а в остальное время козаки жгли деревни вокруг, грабили местных жителей, веселились и ждали настоящего боя. А в осажденной крепости начался настоящий голод. Жители Дубны не сдавались.

Предательство Андрия

В одну из ночей к Андрию пришла пожилая женщина. Он узнал в ней служанку прекрасной полячки. Девушка со стен крепости увидела Андрия и узнала в нем влюбленного в нее семинариста. Она послала свою служанку за помощью. Старая женщина просила дать ей немного продуктов для своей госпожи, но Андрий сделал по-другому. Он решил сам идти к полячке, чтобы еще раз увидеться с ней.

Но, увидев девушку, он уже не смог с ней расстаться, и остался в крепости, чтобы защитить ее от своих товарищей. Андрий отказался от своей Отчизны, от своей семьи и друзей, – он предал свою землю.

Предательство Андрея
Тарас долго не верил этому, но, увидев сына с поляками, поклялся убить его своими руками. В одном из боев, когда отряд из города пытался прорвать осаду, старый козак выполнил обещание – он убил своего младшего сына. В этом же бою Остап Бульба попал в плен.

Гибель Остапа

Тарас был тяжело ранен в бою и долго болел. Ему удалось выздороветь только после продолжительного лечения. И тогда он узнал, что Остап находится в Варшаве, и его должны казнить.

Тарас при помощи еврея, которого он когда-то спас от гибели, приезжает в Варшаву, чтобы попытаться спасти сына. Он дает большую сумму охраннику в тюрьме, чтобы увидеться с Остапом. Но поляк обманывает Тараса. Ему не удается даже увидеть сына.

Больше старый козак ничего не может сделать. Но он хочет хотя бы еще раз увидеть Остапа и идет на площадь, где должна состояться казнь запорожцев. Тарас видит, что Остап и здесь не уронил чести православного воина и выдержал все пытки без просьб и стонов. И только перед самой смертью он громко зовет своего отца. И отец откликается ему, но полякам, которые только и ждали этого, не удается его поймать. Тарас уходит из города, чтобы начать страшную месть за сына.

Читайте . Повесть описывает нелегкую жизнь петербургского чиновника, который вынужден ежедневно терпеть лишения ради своей мечты.

Роман-поэма Николая Васильевича Гоголя является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

Смерть Тараса

Поляки захватили много украинских городов и сел, убивали и жгли украинцев. На борьбу с ними поднялось все козачье войско. Все воевали отважно, но полк Тараса Бульбы отличался и среди них своей храбростью и жестокостью.

Поляки начали просить пощады у козаков, но те не верили своим врагам. Война продолжалась, и только просьбы православного духовенства смогли дать надежду полякам.

Был подписан мирный договор, по которому козаки получали прежние права и свободы, а православные церкви оставались нетронутыми. Козаки вернулись в лагеря, но Тарас призывал не верить подлым полякам и не прекращать войны с ними.

Он оказался прав: поляки нарушили данное слово, убили козацких атаманов и старшин. Тарас со своим полком гулял по Польше, справляя жестокие поминки по старшему сыну, не жалея никого: ни детей, ни старых, ни молодых.

Долго пытались поляки поймать Тараса. Они послали против него лучшие отряды во главе с гетманом Потоцким. Но и от него бы ушел старый Бульба, его полк уже прорвал окружение врагов. Но стало жаль ему потерянную старую трубку, которую он оставил на поле боя, и вернулся Тарас. Тут его и схватили поляки.

Страшной казнью решили казнить поляки Тараса Бульбу. Так они боялись старого козака, что придумали ему самую ужасную гибель – в огне. Но и из огня он дал указание своим товарищам, как они могут спастись.

Повесть «Тарас Бульба» – страшное повествование о жестоких временах, о верности, о любви, о предательстве. Козак Тарас – это символ несгибаемой воли и преданности православного воина, презрения к страху и любви к родной земле.

4.3 (86.67%) 12 votes


А на другой день Тарас Бульба уже совещался с новым кошевым, как поднять запорожцев на какое-нибудь дело. Кошевой был умный и хитрый козак, знал вдоль и поперек запорожцев и сначала сказал: "Не можно клятвы преступить, никак не можно". А потом, помолчавши, прибавил: "Ничего, можно; клятвы мы не преступим, а так кое-что придумаем. Пусть только соберется народ, да не то чтобы по моему приказу, а просто своею охотою. Вы уж знаете, как это сделать. А мы с старшинами тотчас и прибежим на площадь, будто бы ничего не знаем". Не прошло часу после их разговора, как уже грянули в литавры. Нашлись вдруг и хмельные и неразумные козаки. Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь. Поднялся говор: "Кто?.. Зачем?.. Из-за какого дела пробили сбор?" Никто не отвечал. Наконец в том и в другом углу стало раздаваться: "Вот пропадает даром козацкая сила: нет войны!.. Вот старшины забайбачились наповал, позаплыли жиром очи!.. Нет, видно, правды на свете!" Другие козаки слушали сначала, а потом и сами стали говорить: "А и вправду нет никакой правды на свете!" Старшины казались изумленными от таких речей. Наконец кошевой вышел вперед и сказал: -- Позвольте, панове запорожцы, речь держать! -- Держи! -- Вот в рассуждении того теперь идет речь, панове добродийство, -- да вы, может быть, и сами лучше это знаете, -- что многие запорожцы позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет. Потом опять в рассуждении того пойдет речь, что есть много таких хлопцев, которые еще и в глаза не видали, что такое война, тогда как молодому человеку, -- и сами знаете, панове, -- без войны не можно пробыть. Какой и запорожец из него, если он еще ни разу не бил бусурмена? "Он хорошо говорит", -- подумал Бульба. -- Не думайте, панове, чтобы я, впрочем, говорил это для того, чтобы нарушить мир: сохрани бог! Я только так это говорю. Притом же у нас храм божий -- грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что почти всё пропили еще при жизни своей. Так я все веду речь эту не к тому, чтобы начать войну с бусурменами: мы обещали султану мир, и нам бы великий был грех, потому что мы клялись по закону нашему. -- Что ж он путает такое? -- сказал про себя Бульба. -- Да, так видите, панове, что войны не можно начать. Рыцарская честь не велит. А по своему бедному разуму вот что я думаю: пустить с челнами одних молодых, пусть немного пошарпают берега Натолии . Как думаете, панове? -- Веди, веди всех! -- закричала со всех сторон толпа. -- За веру мы готовы положить головы! Кошевой испугался; он ничуть не хотел подымать всего Запорожья: разорвать мир ему казалось в этом случае делом неправым. -- Позвольте, панове, еще одну речь держать! -- Довольно! -- кричали запорожцы, -- лучше не скажешь! -- Когда так, то пусть будет так. Я слуга вашей воли. Уж дело известное, и по Писанью известно, что глас народа -- глас божий. Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал. Только вот что: вам известно, панове, что султан не оставит безнаказанно то удовольствие, которым потешатся молодцы. А мы тем временем были бы наготове, и силы у нас были бы свежие, и никого б не побоялись. А во время отлучки и татарва может напасть: они, турецкие собаки, в глаза не кинутся и к хозяину на дом не посмеют прийти, а сзади укусят за пяты, да и больно укусят. Да если уж пошло на то, чтобы говорить правду, у нас и челнов нет столько в запасе, да и пороху не намолото в таком количестве, чтобы можно было всем отправиться. А я, пожалуй, я рад: я слуга вашей воли. Хитрый атаман замолчал. Кучи начали переговариваться, куренные атаманы совещаться; пьяных, к счастью, было немного, и потому решились послушаться благоразумного совета. В тот же час отправились несколько человек на противуположный берег Днепра, в войсковую скарбницу, где, в неприступных тайниках, под водою и в камышах, скрывалась войсковая казна и часть добытых у неприятеля оружий. Другие все бросились к челнам, осматривать их и снаряжать в дорогу. Вмиг толпою народа наполнился берег. Несколько плотников явились с топорами в руках. Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колени в воде и стягивали челны с берега крепким канатом. Другие таскали готовые сухие бревна и всякие деревья. Там обшивали досками челн; там, переворотивши его вверх дном, конопатили и смолили; там увязывали к бокам других челнов, по козацкому обычаю, связки длинных камышей, чтобы не затопило челнов морскою волною; там, дальше по всему прибрежью, разложили костры и кипятили в медных казанах смолу на заливанье судов. Бывалые и старые поучали молодых. Стук и рабочий крик подымался по всей окружности; весь колебался и двигался живой берег. В это время большой паром начал причаливать к берегу. Стоявшая на нем толпа людей еще издали махала руками. Это были козаки в оборванных свитках. Беспорядочный наряд -- у многих ничего не было, кроме рубашки и коротенькой трубки в зубах, -- показывал, что они или только что избегнули какой-нибудь беды, или же до того загулялись, что прогуляли все, что ни было на теле. Из среды их отделился и стал впереди приземистый, плечистый козак, человек лет пятидесяти. Он кричал и махал рукою сильнее всех, но за стуком и криками рабочих не было слышно его слов. -- А с чем приехали? -- спросил кошевой, когда паром приворотил к берегу. Все рабочие, остановив свои работы и подняв топоры и долота, смотрели в ожидании. -- С бедою! -- кричал с парома приземистый козак. -- С какою? -- Позвольте, панове запорожцы, речь держать? -- Говори! -- Или хотите, может быть, собрать раду? -- Говори, мы все тут. Народ весь стеснился в одну кучу. -- А вы разве ничего не слыхали о том, что делается на гетьманщине? -- А что? -- произнес один из куренных атаманов. -- Э! что? Видно, вам татарин заткнул клейтухом уши, что вы ничего не слыхали. -- Говори же, что там делается? -- А то делается, что и родились и крестились, еще не видали такого. -- Да говори нам, что делается, собачий сын! -- закричал один из толпы, как видно, потеряв терпение. -- Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши. -- Как не наши? -- Теперь у жидов они на аренде. Если жиду вперед не заплатишь, то и обедни нельзя править. -- Что ты толкуешь? -- И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя. -- Врет он, паны-браты, не может быть того, чтобы нечистый жид клал значок на святой пасхе! -- Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан. Слушайте! еще не то расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Вот какие дела водятся на Украйне, панове! А вы тут сидите на Запорожье да гуляете, да, видно, татарин такого задал вам страху, что у вас уже ни глаз, ни ушей -- ничего нет, и вы не слышите, что делается на свете. -- Стой, стой! -- прервал кошевой, дотоле стоявший, потупив глаза в землю, как и все запорожцы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли грозную силу негодования. -- Стой! и я скажу слово. А что ж вы -- так бы и этак поколотил черт вашего батька! -- что ж вы делали сами? Разве у вас сабель не было, что ли? Как же вы попустили такому беззаконию? -- Э, как попустили такому беззаконию! А попробовали бы вы, когда пятьдесят тысяч было одних ляхов! да и -- нечего греха таить -- были тоже собаки и между нашими, уж приняли их веру. -- А гетьман ваш, а полковники что делали? -- Наделали полковники таких дел, что не приведи бог и нам никому. -- Как? -- А так, что уж теперь гетьман, заваренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу. Вот что наделали полковники! Всколебалась вся толпа. Сначала пронеслось по всему берегу молчание, подобное тому, как бывает перед свирепою бурею, а потом вдруг поднялись речи, и весь заговорил берег. -- Как! чтобы жиды держали на аренде христианские церкви! чтобы ксендзы запрягали в оглобли православных христиан! Как! чтобы попустить такие мучения на Русской земле от проклятых недоверков! чтобы вот так поступали с полковниками и гетьманом! Да не будет же сего, не будет! Такие слова перелетали по всем концам. Зашумели запорожцы и почуяли свои силы. Тут уже не было волнений легкомысленного народа: волновались всё характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упорно и долго хранили в себе внутренний жар. -- Перевешать всю жидову! -- раздалось из толпы. -- Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть же не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре! Слова эти, произнесенные кем-то из толпы, пролетели молнией по всем головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов. Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок; но козаки везде их находили. -- Ясновельможные паны! -- кричал один, высокий и длинный, как палка, жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом. -- Ясновельможные паны! Слово только дайте нам сказать, одно слово! Мы такое объявим вам, чего еще никогда не слышали, такое важное, что не можно сказать, какое важное! -- Ну, пусть скажут, -- сказал Бульба, который всегда любил выслушать обвиняемого. -- Ясные паны! -- произнес жид. -- Таких панов еще никогда не видывано. Ей-богу, никогда! Таких добрых, хороших и храбрых не было еще на свете!.. -- Голос его замирал и дрожал от страха. -- Как можно, чтобы мы думали про запорожцев что-нибудь нехорошее! Те совсем не наши, те, что арендаторствуют на Украйне! Ей-богу, не наши! То совсем не жиды: то черт знает что. То такое, что только поплевать на него, да и бросить! Вот и они скажут то же. Не правда ли, Шлема, или ты, Шмуль? -- Ей-богу, правда! -- отвечали из толпы Шлема и Шмуль в изодранных яломках, оба белые, как глина. -- Мы никогда еще, -- продолжал длинный жид, -- не снюхивались с неприятелями. А католиков мы и знать не хотим: пусть им черт приснится! Мы с запорожцами, как братья родные... -- Как? чтобы запорожцы были с вами братья? -- произнес один из толпы. -- Не дождетесь, проклятые жиды! В Днепр их, панове! Всех потопить, поганцев! Эти слова были сигналом. Жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе. Бедный оратор, накликавший сам на свою шею беду, выскочил из кафтана, за который было его ухватили, в одном пегом и узком камзоле, схватил за ноги Бульбу и жалким голосом молил: -- Великий господин, ясновельможный пан! я знал и брата вашего, покойного Дороша! Был воин на украшение всему рыцарству. Я ему восемьсот цехинов дал, когда нужно было выкупиться из плена у турка. -- Ты знал брата? -- спросил Тарас. -- Ей-богу, знал! Великодушный был пан. -- А как тебя зовут? -- Янкель. -- Хорошо, -- сказал Тарас и потом, подумав, обратился к козакам и проговорил так: -- Жида будет всегда время повесить, когда будет нужно, а на сегодня отдайте его мне. -- Сказавши это, Тарас повел его к своему обозу, возле которого стояли козаки его. -- Ну, полезай под телегу, лежи там и не пошевелись; а вы, братцы, не выпускайте жида. Сказавши это, он отправился на площадь, потому что давно уже собиралась туда вся толпа. Все бросили вмиг берег и снарядку челнов, ибо предстоял теперь сухопутный, а не морской поход, и не суда да козацкие чайки -- понадобились телеги и кони. Теперь уже все хотели в поход, и старые и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам, пустить далеко по степи о себе славу. Все тут же опоясывалось и вооружалось. Кошевой вырос на целый аршин. Это уже не был тот робкий исполнитель ветреных желаний вольного народа; это был неограниченный повелитель. Это был деспот, умевший только повелевать. Все своевольные и гульливые рыцари стройно стояли в рядах, почтительно опустив головы, не смея поднять глаз, когда кошевой раздавал повеления; раздавал он их тихо, не вскрикивая, не торопясь, но с расстановкою, как старый, глубоко опытный в деле козак, приводивший не в первый раз в исполненье разумно задуманные предприятия. -- Осмотритесь, все осмотритесь, хорошенько! -- так говорил он. -- Исправьте возы и мазницы , испробуйте оружье. Не забирайте много с собой одежды: по сорочке и по двое шаровар на козака да по горшку саламаты и толченого проса -- больше чтоб и не было ни у кого! Про запас будет в возах все, что нужно. По паре коней чтоб было у каждого козака. Да пар двести взять волов, потому что на переправах и топких местах нужны будут волы. Да порядку держитесь, панове, больше всего. Я знаю, есть между вас такие, что чуть бог пошлет какую корысть, -- пошли тот же час драть китайку и дорогие оксамиты себе на онучи. Бросьте такую чертову повадку, прочь кидайте всякие юбки, берите одно только оружье, коли попадется доброе, да червонцы или серебро, потому что они емкого свойства и пригодятся во всяком случае. Да вот вам, панове, вперед говорю: если кто в походе напьется, то никакого нет на него суда. Как собаку, за шеяку повелю его присмыкнуть до обозу, кто бы он ни был, хоть бы наидоблестнейший козак изо всего войска. Как собака, будет он застрелен на месте и кинут безо всякого погребенья на поклев птицам, потому что пьяница в походе недостоин христианского погребенья. Молодые, слушайте во всем старых! Если цапнет пуля или царапнет саблей по голове или по чему-нибудь иному, не давайте большого уваженья такому делу. Размешайте заряд пороху в чарке сивухи, духом выпейте, и все пройдет -- не будет и лихорадки; а на рану, если она не слишком велика, приложите просто земли, замесивши ее прежде слюною на ладони, то и присохнет рана. Нуте же, за дело, за дело, хлопцы, да не торопясь, хорошенько принимайтесь за дело! Так говорил кошевой, и, как только окончил он речь свою, все козаки принялись тот же час за дело. Вся Сечь отрезвилась, и нигде нельзя было сыскать ни одного пьяного, как будто бы их не было никогда между козаками... Те исправляли ободья колес и переменяли оси в телегах; те сносили на возы мешки с провиантом, на другие валили оружие; те пригоняли коней и волов. Со всех сторон раздавались топот коней, пробная стрельба из ружей, бряканье саблей, бычачье мычанье, скрып поворачиваемся возов, говор и яркий крик и понуканье -- и скоро далеко-далеко вытянулся козачий табор по всему полю. И много досталось бы бежать тому, кто бы захотел пробежать от головы до хвоста его. В деревянной небольшой церкви служил священник молебен, окропил всех святою водою; все целовали крест. Когда тронулся табор и потянулся из Сечи, все запорожцы обратили головы назад. -- Прощай, наша мать! -. сказали они почти в одно слово, -- пусть же тебя хранит бог от всякого несчастья! Проезжая предместье, Тарас Бульба увидел, что жидок его, Янкель, уже разбил какую-то ятку с навесом и продавал кремли, завертки, порох и всякие войсковые снадобья, нужные на дорогу, даже калачи и хлебы. "Каков чертов жид!" -- подумал про себя Тарас и, подъехав к нему на коне, сказал: -- Дурень, что ты здесь сидишь? Разве хочешь, чтобы тебя застрелили, как воробья? Янкель в ответ на это подошел к нему поближе и, сделав знак обеими руками, как будто хотел объявить что-то таинственное, сказал: -- Пусть пан только молчит и никому не говорит: между козацкими возами есть один мой воз; я везу всякий нужный запас для козаков и по дороге буду доставлять всякий провиант по такой дешевой цене, по какой еще ни один жид не продавал. Ей-богу, так; ей-богу, так. Пожал плечами Тарас Бульба, подивившись бойкой жидовской натуре, и отъехал к табору.

Глава 2: Всадники ехали молча. Тарас думал о своей молодости, которая полна была приключений, о товарищах-козаках, о том, как будет хвастаться перед ними своими сыновьями. Остап и Андрий были заняты другими мыслями. Когда им было по двенадцать лет, их отдали на обучение в Киевскую академию. Остап несколько раз пытался бежать, закапывал свой букварь, но каждый раз его возвращали обратно и покупали новую книгу, пока, наконец, отец не пригрозил отправить его в монастырь за непослушание. С этого момента Остап стал намного старательнее, и скоро стал в один ряд с лучшими учениками.

Андрий же учился охотнее, не прилагая к этому особых усилий. Он был изобретательнее и часто являлся зачинщиком какой-нибудь авантюры. Ему удавалось избежать наказания благодаря гибкости ума. Душа Андрия была открыта и другим чувствам. Однажды он увидел красавицу-полячку и влюбился с первого взгляда.
Глава3:Сечь представляла собой «беспрерывное пиршество». Там были и ремесленники, и купцы с торговцами, но большая часть гуляла с утра до вечера. На Хортице были и те, кто никогда не учился или бросил академию, а были и учёные козаки, были беглые офицеры и партизаны. Всех этих людей объединяла вера во Христа и любовь к родному краю.

Остап и Андрий быстро прониклись царившей там атмосферой и влились в ту среду. Отцу это не нравилось - он хотел, чтобы сыновья закалялись в битвах, поэтому обдумывал как бы поднять Сечь на подобное событие. Это приводит к ссоре с кошевым, который не хочет начинать войну. Тарас Бульба не привык, чтобы было не так, как он хочет: он задумал отомстить кошевому. Он подговаривает своих товарищей напоить остальных так, чтобы они свергли кошевого. План Бульбы срабатывает - новым кошевым избран Кирдяга - старый, но мудрый козак, боевой товарищ Тараса Бульбы.
Глава4:Тарас Бульба общается с новым кошевым по поводу военного похода. Однако тот, будучи рассудительным человеком, говорит: «пусть народ соберётся, но только своею охотою, никого принуждать я не буду». Но на самом деле под таким разрешением скрывается желание снять с себя ответственность за нарушение мира между государствами. На остров прибывает паром с козаками, которым удалось бежать. Они привозят неутешительные новости: ксендзы (католические священники) ездят на повозках, запрягая в них христиан, жидовки из поповских риз шьют себе наряды, а людям не дают без одобрения жидов отмечать христианские праздники. Такое беззаконие разозлило козаков - никто не имел права так оскорблять их веру и народ! И стар и млад готов защищать свою Отчизну, биться с поляками за посрамление веры и набрать добычи с захваченных деревень.

Запорожцы зашумели, кричат: «Перевешать всю жидову! Пусть не шьют жидовки из поповских риз себе юбки!» Эти слова возымели огромное влияние на толпу, которая сразу же ринулась ловить жидов. Но один из них, Янкель, говорит будто знал покойного брата Тараса Бульбы. Бульба сохраняет Янкелю жизнь разрешает ему ехать с козаками на Польшу.