Исследовательская деятельность в работе учителя. Научно-исследовательская деятельность учителя как профессионально-квалификационный рост


Методология- учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения исследовательских задач, а также формирует представления о последовательности движения исследователя в процессе решения задач


Методологический аппарат педагогического исследования Тема исследования Актуальность исследования- определяется противоречием между, например, современными задачами, стоящими перед профессиональным образованием и сложившейся практикой подготовки рабочих и специалистов, не позволяющими решать эти задачи. При анализе обосновании актуальности исследования проводится анализ сложившейся практики обучения, состояния проблемы в науке, результатов собственных педагогических исследований. Проблема исследования следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется ответ в ходе исследования.


Цель исследования показывает, что должно быть достигнуто в ходе исследования, т.е., тот научный результат, который должен быть получен Объект исследования – та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. При его определении обычно следует дать ответ на вопрос: Что рассматривается? Предмет исследования- та сторона, та часть объекта, который исследуется Гипотеза исследования – научное предположение, которое следует доказать в ходе исследования. Гипотеза формулируется в окончательном виде не сразу: выдвигаются рабочие гипотезы, которые сменяют друг друга и после подтверждения переходят из рабочих в актуальные.


Задачи исследования определяются целью и гипотезой, они выступают как частные самостоятельные цели по отношению к общей Методы исследования: Теоретические: анализ литературы и нормативных документов, методы системного анализа, сравнения и сопоставления, моделирование педагогических ситуаций, конструирование содержания образования и технологий обучения, обработка результатов эксперимента и их анализ. Экспериментальные: психодиагностические (анкетирование, интервьюирование, наблюдение за учебным процессом, тестирование, экспертная оценка, самооценка) опытное преподавание, статистические методы обработки эксперимента


Все методологические характеристики исследования связаны между собой и дополняют друг друга Тема ЦельОбъект Предмет Формирование системы дополнительны х квалификаций в профессиональном лицее на основе компетентность ого подхода Разработка системы дополнительны х квалификаций в профессиональном лицее, реализуемой на основе компетентность ого подхода Система дополнительны х квалификаций в профессиональном лицее Структура и модель формирования дополнительны х квалификаций дополнительны х квалификаций в профессиональном лицее


В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что формирование системы дополнительных квалификаций по рабочим профессиям будет педагогически эффективным, если будет: обоснована на основе компетентностього подхода структура дополнительных квалификаций разработана модель формирования дополнительных квалификаций в ПЛ, ориентированную как на потребность регионального рынка труда, так и на удовлетворение потребностей личности сформулированы направления планирования изменений образовательного процесса ПЛ по освоению дополнительных квалификаций разработаны методические рекомендации для системы повышения квалификации педагогического и управленческого персонала профессионального образования и социальных партнеров


Структура педагогического исследования Изучение состояния проблемы Обоснование актуальности и формулировка проблемы Формулировка и разработка гипотезы Практическая разработка проблемы Внедрение результатов в практику Теоретический анализ литературы Констатирующ ий эксперимент Теоретическ ий анализ Поисковы й эксперимент Провероч ный эксперимент Обучающий Контрольный




Алгоритм работы над научно- методической темой 1. Определите тему или проблему исследования. 2. Получите необходимые консультации по порядку и последовательности выполнения, объему, содержанию работы, ее научной, методической и организационной части. 3. Определите методологический аппарат исследования: актуальность, объект, предмет, цель, научная гипотеза, задачи, исходная концепция, исследуемая проблема, новизна и методика исследования. 4. Составьте программу научно-исследовательской работы. 5. Проанализируйте научно-педагогическую литературу по избранной теме. 6. Осмыслите и спланируйте экспериментальную работу, проведите ее. 7. Проверьте полученные экспериментальные данные или проведите отсроченный повторный эксперимент. 8. Письменно оформите проведенное исследование. 9. Составьте рекомендации по результатам исследования или определите перспективы. 10. Проведите рефлексию по итогам исследовательской работы. 11. Защитите выполненное исследование.

В контексте широкого внедрения инноваций в образовательные учреждения значительно возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей и процессов. Это требует от него психолого-педагогической готовности осуществлять свою изыскательскую деятельность в инновационной информационно-образовательной среде, творческого подхода к решению педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и специальной подготовки к проведению научно-исследовательской и научно­экспериментальной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа педагога

В контексте широкого внедрения инноваций в образовательные учреждения значительно возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей и процессов. Это требует от него психолого-педагогической готовности осуществлять свою изыскательскую деятельность в инновационной информационно-образовательной среде, творческого подхода к решению педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и специальной подготовки к проведению научно-исследовательской и научноэкспериментальной работы.
Психолого-педагогическая готовность педагога к проведению названной выше работе рассматривается как:
а) интегративно-личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к этому виду деятельности;
б) профессионально-личностные качества, обеспечивающие успешность научноисследовательской и научно-экспериментальной деятельности;
в) сформированность системы методологических знаний и исследовательских умений и навыков;
г) физическое и умственное состояние человека, позволяющее эти знания, умения и навыки продуктивно применять при решении различных изыскательских работ.
Кроме того, И.П. Павлов к ведущим качествам личности исследователя относил: научную последовательность; прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний; сдержанность, терпение; готовность и умение делать черновую работу; умение терпеливо накапливать факты; научную скромность; готовность отдать науке всю жизнь .
Наш опыт показал, что успешное осуществление научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности обеспечивается при условии, если педагог- исследователь владеет знаниями специфики и технологии целенаправленного научного экспериментирования и исследовательского поиска, методологии и технологии организации педагогического эксперимента, а также технологий педагогического измерения, оценки и интерпретации результатов научно-педагогических изысканий.
При всем многообразии инновационных технологий обучения (дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. Он может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, эксперта, консультанта, пользователя и маркетолога.
Для формирования у педагога таких качеств необходима разносторонняя подготовка в области педагогики, психологии, средств информатизации, управления, эргономики и других наук. На этой базе формируется компетентность педагога в области проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы, готовность к восприятию, экспертизе и реализации инноваций в педагогической практике. Авторами предлагается учебно-методический комплекс «Основы психолого-педагогических исследований», позволяющий осуществлять такую подготовку. Использование в реальной практике комплекса позволяет формировать совокупность качеств, характеризующих творческую личность: направленность, эрудиция, педагогические способности и умения, черты характера и др. .
Особую роль в развитии качеств педагога-исследователя играет самообразование. Оно представляет собой целенаправленную деятельность, управляемую самой личностью, с целью повышения своей компетентности в какой-либо области науки, техники, культуры и т. п. Направление и содержание самообразования определяются самим педагогом в соответствии с его потребностями и интересами (например, видом решаемой научно-исследовательской задачи, формирование исследовательских умений и др.).
Овладение навыками процесса самообразования педагогом, как показывает практика, свидетельствует об уровне сформированности его изыскательской культуры, которая включает в себя: целенаправленное применение мыслительных операций; умения и навыки творческого решения различных исследовательских задач; умение сосредоточиться на наиболее важных в данный момент времени проблемах; владение рациональными приемами и методами осуществления научного поиска; целесообразный перенос полученных знаний в новые условия; владение в совершенстве устной и письменной речью; соблюдение гигиены умственного труда и его педагогически целесообразную организацию; разумное расходование своих физических и духовных сил; адекватную самооценку качества результатов выполненного исследования; критичность и самокритичность, умение работать со средствами информатизации и др.
Важная роль принадлежит педагогу при руководстве научно-исследовательской и научно-экспериментальной работой обучающихся. Она выражается в: помощи в поиске необходимых источников информации для выполнения изыскания; консультировании обучающихся по разным направлениям; координации процесса выполнения научноисследовательской и научно-экспериментальной работы; морально-психологической поддержке и ободрении обучающихся; осуществлении непрерывной обратной связи с обучающимися, с целью оказания методической помощи быстрее выполнить исследовательскую работу и др.
Наш опыт показывает, что результативность осуществления научноисследовательской и научно-экспериментальной работы педагогом возможна только при систематическом повышении его уровня теоретической подготовки, развитии навыков поисковой деятельности, умении осуществлять прогноз последствий внедрения той или иной инновации в педагогический процесс, формировании толерантности и др. Кроме того, при решении исследовательских задач необходимо в комплексе применять мыслительные операции. Такой подход позволит исследователю выработать стратегический план своей изыскательской деятельности.
Основными направлениями научно-исследовательской и научноэкспериментальной деятельности педагога образовательного учреждения могут быть следующие: выполнение бюджетных научно-изыскательских работ, коллективных договоров; написание и подготовка научных статей, докладов выступления на методических и методологических семинарах, конференциях; участие в работе советов, предметно-методических комиссий; руководство научно-исследовательской работой студентов; консультации обучающихся, участвующих в научно-исследовательской работе; обучение в аспирантуре, магистратуре; соискательство; работа в аспирантских семинарах вуза и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и способствующего их дальн...

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую...


Павлов Алексей Владимирович,директор,МБОУ «СОШ № 9», г. Бирск[email protected]

Управление научноисследовательской деятельностью в школе как условие развитие педагогов: материалы из опыта работыдиректора школы

Аннотация.Автор статьи делится опытом по организациинаучноисследовательской деятельности в школе, которая способствует развитию педагогов.Ключевые слова:исследовательскаякультура;научноисследовательская деятельность;аналитические, рефлексивные, мониторинговые, проектировочные, прогностическиеуменияпедагогов.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Исследовательская работа педагогов –одна из непременных составляющих успешного развития образовательного учреждения.Владение исследовательской культурой является необходимой характеристикой современного специалиста в области образования. Именно исследовательские умения необходимы современному педагогу, чтобы эффективно работать в быстро меняющемся мире.Для того чтобы квалифицированно руководить научной работой школьников, учитель должен иметь собственную практику выполнения работ подобного рода. Понятие «творчество» в деятельности учителя связано с понятием «педагогический опыт», который предполагает осмысливание учителем большого фонда педагогических фактов, явлений. Все это аккумулируется в более эффективном использовании средств обучения и воспитания школьников, методов и приемов обучения, форм организации научноисследовательской и учебной деятельности учащихся. Творчество в работе учителя предполагает его умение работать с научной и научнометодической литературой и самостоятельно выполнять научные исследования. Система работы по организации и реализации научноисследовательской деятельности педагогов содержит следующие разделы:–определение знаний и умений учителяисследователя;–планирование мероприятий по обучению учителей школы в области проведения исследований;–разработка модели научноисследовательской деятельности в школе;–вычленение проблем для проведения педагогического исследования;–определение содержания работы в рамках основных форм и видов научноисследовательской деятельности;–определение форм отчетности о проведении исследований;–управленческие решения по организации и реализации НИД педагогов.Администрация школы видела свою задачу в том, чтобы помочь учителю овладеть основными знаниями и умениями в области проведения исследований. Поэтому нами была спланирована работа обучающих семинаров и семинаровпрактикумов, связанных с организацией научноисследовательской деятельности, ссовершенствованием и развитием аналитических, рефлексивных, мониторинговых, проектировочных, прогностических умений педагогов.Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы –важный и очень ответственный момент. Педагог должен быть достаточно грамотным, иметь широкий кругозор, обладать креативными качествами, чтобы выявить проблему, сформулировать тему исследования, определить ее новизну и практическую значимость. Руководитель, предлагающий тему исследования ребёнку, должен хорошо представлять, каково направление будущего научного поиска, какую проблему необходимо решить. Тема должна быть интересна ребенку и близка педагогу. Кроме того, тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования; она должна обладать научной новизной, актуальностью и практической значимостью. Важно понимать, что «идея» и «новизна» это не одно и то же. Довольно часто новшество в работе не содержит никакой рациональной идеи.Поиск темы исследовательской работы –очень сложный момент для учителя. Вопервых, во многих дисциплинах необходимы наблюдения и эксперименты, непосредственно проведенные на территории объекта исследования. Подобный вид деятельности очень ценен для развития исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Теоретические исследования, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках, мы относим к работам реферативного плана и часто не допускаем к конкурсу, так как почти всегда они не содержат новизны и самостоятельных выводов. Однако, теоретические научные исследования в научном мире признаются самыми сложными. Ведь мыслительная обработка информации –высокоинтеллектуальная аналитическая и при этом творческая деятельность. Теория формирует единый, общий, а поэтому экономичный способ решения проблемы. Здесь часто от исследователя (ребенка) требуются интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, развитое ассоциативное мышление и интуиция. Поэтому проведение исследований теоретического уровня доступно высокоодаренным учащимся.Необходимо избегать неправильной формулировки темы и названия работы. Вряд ли темы: «Вулканы» или «Природа Африки» позволят юному исследователю грамотно организовать выполнение работы. Скорее всего, подобная работа окажется реферативной или перегруженной большим количеством литературного материала, не имеющего непосредственного отношения к цели исследования. Тему исследования желательно связывать с территорией, где живет ученик, или с той местностью, которую ему удалось посетить в ходе экспедиции. Ведь именно в этих условиях ученику будут доступны эмпирические методы исследования, необходимые для выполнения работы. Хорошо, если уже при первоначальной формулировке темы она начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление и т. п. Тема работы должна быть созвучна с целью работы и её задачами, определяемыми до начала выполнения работ. Часто, после окончания работы, во время её подготовки к презентации, авторы приходят к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя. При этом не учитывается одно из существенных различий художественной и научной работы.Если в художественной и публицистической литературе название действительно играет главную роль, то в научной литературе оно должно чётко отражать суть проделанной работы, характеризовать направление проведённого исследования. Не годятся для научной работыназвания: «Реки и цивилизация» или «Пещеры: уничтожаем или восхищаемся». А работа, в которой высчитывалось количество автомобилей, проходящих за день по улицам города, не может называться «Выявление воздействия городского транспорта на состояние окружающей среды». Работу с таким названием может в течение ряда лет выполнить специальная научная лаборатория, а не ученик 9 класса. Несоответствие названия и темы исследования оставляет у читателя ощущение, что автор плохо понимает, что же он всётаки сделал.Тема работы подкрепляется рабочей гипотезой. Несомненно, что в процессе выполнения работы и гипотеза, и набор необходимых для решения задач могут изменяться. Однако в каждый конкретный момент автор работы должен точно представлять, что и с какой целью он делает.Обоснование актуальности выбранной темы –начальный этап любого исследования. В применении к учебноисследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризуют научную зрелость и компетентность исследователя. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости –главное показать суть проблемной ситуации.Формулировка проблемной ситуации –важная часть введения. Любое научное исследование проводитсядля того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке –это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему –значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Отдельные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в ее разработку.От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).Далее определяются объект и предмет исследования. Объект –это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет –то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.В условиях новых требований к качеству образования, введения стандартов нового поколения в нашей школе была пересмотрена система работы по управлению качеством образования, по системе оценивания образовательных результатов. Работа каждого педагога по применению современных технологий обучения, по совершенствованию умений создавать условия для запуска процессов подчинена научнометодической теме школы: «Применение исследовательских технологий как способ развития творческих способностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС». Учителя школы открыты ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.Наша главная задача: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Мы строим обучение так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.Каждый урок построен на использовании инновационных здоровьесберегающих технологий: проектной, модульноблочной, исследовательской. Осуществляется системнодеятельностный подход, применяются ИКТ.В нашем образовательном учреждении созданы следующие структурные подразделения методической службы, которые имеют конкретную направленность деятельности, выполняют определенные функции и задачи: педагогический совет, методический совет, предметные кафедры, методические объединения учителей, творческие группы учителей.Формы научнометодической работы определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев. Одной из важнейших форм методической службы школы является работа над единой методической темой «Применение исследовательских технологий как способ развития творческих способностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС».Школьный научнометодический совет определил основное направление и пути развития школы, стратегию укрепления и продвижения вперёд. Чтобы представить результаты и путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования (чтобы обучающиеся достигли требований ФГОС2, а педагоги владели профессиональной компетентностью, направленной на организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижения результатов в соответствии с ФГОС2), была определена технология «Портфолио» в качестве возможного дополнительного инструмента, с помощью которого складывается наглядная картина, отражающая систему оценки качества образования.Благодаря чёткому инструменту контрольнооценочной деятельности в школе ведётся отслеживание уровня усвоения образовательных программ. На уроках учителя стремятся, используя содержание предмета, применяя современные технологии обучения, формировать учебную деятельность, мотивировать интерес детей, развивать потенциал каждого ученика.Главная цель деятельности методического совета –это непрерывное совершенствованиеквалификации педагога. Методический совет:

координирует и контролирует работу методических объединений, объединяющих учителей различных специальностей;

обсуждает актуальные проблемы, от решения которых зависит эффективность и результативность обучения и воспитания обучающихся образовательного учреждения;

рассматривает инновации, нововведения, новшества, представляемые руководителями методических объединений, анализируя их ход, результаты;

анализирует результаты работы методических объединений;

оказывает помощь руководителям методических объединений в изучении результативности работы;

способствует совершенствованию профессионального мастерства учителей, росту их творческого потенциала.Все эти направления носят актуальный и значимый характер для нашего образовательного учреждения.Данная система инновационной деятельности является единой и направлена на создание целостного личностноориентированного образовательного пространства школы.Педагоги нашего образовательного учреждения активно используют информационнокоммуникационные технологии. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Поэтому учителя в творческой группе разрабатывают электронное сопровождение к урокам, методические рекомендации по использованию компьютера как оперативного средства наглядности в обучении, помощника в организации закрепления изученного материала, проведения опроса и контроля знаний школьников, чтобы перенести центр тяжести с вербальных методов обучения наметоды поисковой и творческой деятельности учителя и обучающихся.Система инновационной деятельности, организованная в нашей школе, является единой,направлена на создание целостного личностноориентированного образовательного пространства школы и способствует развитию педагогов.

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М, Педагогика, 1991.2.Галанов А.Б. «Новые информационные технологии для учителей предметников: учебное пособие», Уфа, БИРО, 2004.3.Немов Р.С. Основы общей психологии. М., «Владос», 2001.4.Педагогические технологии: Учебное пособие/ Авт.сост. Т.П.Сальникова. –М.: ТЦ Сфера, 2005.5.Программа развития: опыт работы инновационного учреждения. // авт сост.Л.П.Макарова, Е.Л.Гордияш, Волгоград, 2008.6.О.В.Лебедева, И.В.Гребенёв «Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе», М.: Педагогика, 2013, № 8.

1

Становление педагога как профессионала происходит с учетом множества различных факторов. В их числе научно-исследовательская деятельность. Статья приводит определения термина «научно-исследовательская деятельность». Рассматривает ее неотъемлемые составляющие. Рассмотрены условия, в которых преподаватель вуза осуществляет свою научно-исследовательскую деятельность. Отмечено, что важность научно-исследовательской деятельности закреплена в Национальной доктрине образования РФ, Федеральной программе развития образования на период до 2020 года, а также в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации». Было предложено развитие в рамках научно-исследовательской компоненты, среды системы электронных публикаций, создание виртуальных выставок научных достижений, проведение online-семинаров и конференций для обмена опытом и более продуктивного развития научно-исследовательской деятельности. Определено, что научная работа- это не дополнение учебного процесса, а его неотъемлемая составляющая. Формирование интереса студентов старших курсов к научно-исследовательской деятельности должно пройти несколько этапов. Статья подробно рассматривает данные этапы.

научно-исследовательская деятельность

профессионализм

компетентность

компетенции.

1. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2009.

2. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №4 (17). С. 87-90.

3. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.

4. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.

5. Колдина М.И., Лапшова А.В. Коммуникативная компетентность педагога в условиях модернизации образования //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 59-65.

6. Костылева Е.А. Особенности механизмов психологических защит у пациентов кардиологического профиля//В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты сборник материалов ХXXIV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 66-69.

7. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования//Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 31.

8. Петров А. Ю., Булаева М. Н., Клычков К. Е. Проектирование содержания дополнительного образования взрослых//В мире научных открытий. -2014. -№ 11. -С. 2568-2580.

9. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности// Вестник Мининского университета.2017.№2.

10. Стародумова Л.А., Гомолко Л.Е. Общность культуры славянских народов, на примере русского и сербского этноса// В сборнике: Современная наука: инновации, гипотезы, открытия Материалы и доклады всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 59-63.

Научно-исследовательская деятельность - это один из ведущих видов деятельности преподавателя в вузе. Ее роль как инструмента инновационного развития вузов отмечена в Национальной доктрине образования РФ, Федеральной программе развития образования на период до 2020 года, а также в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» .

Исследовательская деятельность представляет собой комплексный целенаправленный процесс изучения преподавателем существующего опыта какой-либо научной сферы, после чего преподаватель занимается созданием, распространением дидактических и научных нововведений. Научная деятельность преподавателя развивает не только его профессиональные навыки, но и качество образования в вузе в целом, поэтому исследование данной темы так актуально. Чем больше преподаватели занимаются исследовательской деятельностью, тем выше уровень конкурентоспособности вуза.

Обычно, научно-исследовательскую деятельность рассматривают в роли:

  • составной части профессиональной деятельности;
  • фактора развития профессионализма;
  • формой реализации творческого потенциала личности педагога .

Все эти условия формируют личность педагога, выводят его на новый качественный уровень.

Необходимость в исследовательской направленности профессиональной подготовки преподавателя обуславливается рядом некоторых обстоятельств. Современная парадигма образования ориентирована на функционирование в ней преподавателей нового типа, приспособленных к нестандартным ситуациям, готовыми максимально быстро ориентироваться в ситуации и предлагать решение проблемы. Образовательный процесс в свою очередь должен отвечать потребностям личности обучающегося, быть открытым, предоставлять возможности для самораскрытия личности. В современных условиях в образовании должен быть организован постоянный поиск нетрадиционных форм организации и технологий обучения.

Для развития профессионального мастерства на кафедре вуза должны быть созданы необходимые условия, чтобы преподаватель мог показать свою творческую составляющую, научно-исследовательская деятельность должна быть поддержана вузом материально, в свою очередь преподаватель должен быть включен в деятельность научной школы, развивающей определенную концепцию.

Стоит отметить, что частью научно-исследовательской деятельности является педагогическое общение. Коммуникативная компетенция - это отдельный блок в структуре общей профессиональной компетентности преподавателя и может быть отнесена к разряду ключевых, как информационная или регулятивная. Ее рассматривают также как подструктуру отдельных видов компетентностей, входящую в общую профессиональную компетентность специалиста . Коммуникативная компетентность является не только ключевой, являющейся гарантом эффективности научно-исследовательской деятельности, но и как самостоятельный элемент в профессиональной компетентности педагога.

Компетентностный подход, популярный на сегодняшний день в сфере образования, продиктованный условиями федеральных государственных образовательных стандартов, призывает к умению применять свои знания и умения на практике. Качество ориентирования личности в нестандартных профессиональных условиях показывает степень усвоенности компетенций. Научно-исследовательская деятельность развивает множество компетенций, позволяет их совершенствовать.

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать задачи современного вуза, предвидеть перспективы его развития. Данные качества будущий специалист сможет приобрести только при органичном соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа- это не дополнение учебного процесса, а неотъемлемая составляющая.

Те компетенции, которые были не развиты на протяжении обучения в университете, начинают развиваться во время профессиональной деятельности в условиях исследования какой-либо научной сферы. Молодой преподаватель имеет более широкие возможности для реализации своих планов, проявления своей творческой составляющей.

Рефлексия - неотъемлемая часть развития преподавателя. Умение провести анализ собственной деятельности выводит его к более высокому уровню творчества в педагогической деятельности . Современный преподаватель - это «гибкая», творческая личность, способная адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия, готовая участвовать в инновационных процессах, адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, реализовывать себя в проблемных ситуациях.

Под термином «гибкость» мы понимаем способность адекватно выразить свою индивидуальность в предоставляемых условиях.

К условиям, в которых преподаватель вуза осуществляет свою научно-исследовательскую деятельность, относятся:

  • разработанная вузом стратегическая инновационная программа развития;
  • участие научно-преподавательского состава в разработке инновационных проектов для реализации программы развития вуза;
  • обучение преподавателей на специальных курсах;
  • мониторинг педагогических инноваций, предложенных преподавателями вуза;
  • постоянный обмен между преподавателями лучшими результатами педагогических достижений;
  • материальная, информационная и организационная поддержка исследовательских направлений .

Но стоит заметить, что успех реализации научно-публикационных и научно-исследовательских разработок педагогических кадров зависит не столько от размера бюджетного финансирования, высокой рентабельности работ или грамотного управления этим процессом, сколько от творческого, научно и практически обоснованного отношения непосредственных исполнителей этой работы, их креативного научного мышления.

По нашему мнению, следует выделить следующие направления повышения научной активности преподавателей:

  • инновационная и исследовательская деятельность не может развиваться под давлением администрации. Должна быть сформирована система стимулов для этой деятельности;
  • необходима мотивация ученых к более качественной научной работе. Другими словами, важно не количество публикаций, а их качество;
  • мотивация преподавателей во многом зависит от благоприятной научной среды. Это достигается не только за счет материальных средств, но и за счет формирования положительного имиджа исследовательской работы, как в глазах преподавателей, так и студентов, с помощью информирования о научных достижениях различными способами;
  • основой кадровой политики должна выстпать оддержка наиболее перспективных, продуктивно работающих ученых;
  • необходимость стимулирования студенческой науки как посредством взаимодействия преподавателей и обучающихся, так и самостоятельной их научной работы;
  • возможность коммерциализации в академической среде. То есть активнее вовлекать преподавателей и студентов в научную деятельность для применения ее результатов на практике .

Финансовое обеспечение может осуществляться за счет:

  • средств федерального бюджета (это могут быть задания и заказы Министерства образования и науки, отраслевых министерств России и других органов власти, грантов и правительственных фондов поддержки науки, проектов научно-технических программ);
  • средств предприятий и организаций, общественных фондов поддержки науки, других учреждений различных форм собственности;
  • меценатской помощи и спонсорской;
  • собственных средств.

Проявить свои научные способности педагог может:

  • на момент организации и проведения научно-исследовательских работ со студентами;
  • в стремлении к инновационному поиску в работе в научной секции .

В соответствии с современными требованиями, научно-исследовательская деятельность должна развиваться и в электронной среде с использованием технических средств.

Таким образом процесс оптимизируется, преподаватель и студенты могут взаимодействовать в любое время в любом месте при наличии сети Интернет. Освоение нового опыта идет гораздо быстрее. К примеру, через функцию «Вебинар» можно провести конференцию. Это позволяет провести обмен опытом с зарубежными коллегами в короткие сроки без лишних затрат.

На наш взгляд, для еще более продуктивного обмена информацией необходимо развивать в рамках научно-исследовательской компоненты среду системы электронных публикаций и электронных периодических изданий научного профиля по тематике научного профиля, создавать виртуальные выставки научных достижений; проводить online-семинары и конференции. В электронной среде педагог развивает свою информационную компетенцию.

Кроме того, электронная среда помогает самообразованию педагога. Во время поиска информации, преподаватель находит темы, интересные для общего всестороннего развития.

Во многих университетах существует система планирования научно-исследовательской работы. В плане научно-исследовательской работы отражаются основные направления научных изысканий ученых на будущий период, а также план научной литературы.

На протяжении года отслеживается степень выполнения плана с помощью отчетов по исследовательской деятельности кафедр и структурных подразделений, занимающихся НИР. Таким образом реализуется процессный подход в управлении научно-исследовательской работой.

Среди научно-исследовательских умений преподавателей выделяют:

  • умение ставить проблему, находить эффективный и оптимальный способ ее решения;
  • умение вести поиск информации;
  • умение прогнозировать ситуации;
  • умение научно обосновывать и объяснять, показывать научно-практическое значение выявленного научного факта, закономерности или разработанной новой системы .

Что касается становления будущего специалиста-педагога, то необходимо отметить научно-исследовательскую деятельность как обязательную составную часть его обучения. Научно-исследовательская деятельность отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Важность привлечения внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов обоснована Министерством образования Российской Федерации. В документах делается акцент на то, что творческая активность и проведение НИРС должно осуществляться на каждом курсе любого вуза.

Правильно организованная деятельность вуза, направленное на привлечение студентов к научной деятельности направляет выпускника на дальнейшую исследовательскую деятельность, в начале и в продолжение своего профессионального пути в роли педагога. Формы проведения НИРС на старших курсах - это курсовые работы, проекты, дипломные работы, научные эксперименты в рамках лабораторно-исследовательских практикумов. Участие в хоздоговорной или госбюджетной работе вместе с педагогами кафедры нацеливают студента на продолжение данной деятельности в будущем. Это позволяет сделать плавный переход от учебной деятельности к профессиональной.

Привлечение студентов к науке нужно для формирования их готовности к ведению всех видов деятельности для формирования профессиональных компетенций. Научно-исследовательская деятельность студента должна непрерывно и плавно переходить в экспериментально-исследовательскую деятельность специалиста.

Формирование интереса студентов старших курсов к научно-исследовательской деятельности должно пройти несколько этапов:

  1. Установочный этап. Здесь происходит формирование установки на профессиональную деятельность;
  2. Формирующий этап. На данном этапе формируются профессиональные направленности личности, усваиваются научные основы профессиональной деятельности;
  3. Развивающий этап. Здесь развивается готовность к креативной профессиональной деятельности, развиваются умения применять профессиональные знания в нестандартных ситуациях .

Для организации такого перехода создается научная группа в количестве нескольких студентов, желательно с разных курсов для осуществления преемственности знаний, опыта, непрерывности и четкой организации их работы .

Таким образом, научно-исследовательская деятельность для преподавателя - это возможность успешного развития своего профессионализма на основе педагогического творчества, инициативности, имеющегося опыта, применения информационно-коммуникационных средств и умения ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях. На наш взгляд, для развития научно-исследовательской составляющей необходимо активно использовать электронную среду, а именно сформировать среды системы электронных публикаций, создать виртуальные выставки научных достижений, проводить online-семинары и конференции для обмена опытом. Чем больше преподаватель занимается научной деятельностью и развивает свои разработки, тем больший вклад он делает в свое профессиональное становление, увеличивая конкурентоспособность всего вуза.

Библиографическая ссылка

Колдина М.И., Трутанова А.В. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17804 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»