Проблема гендера в современной культуре. Гендерные исследования в науках о культуре: теоретико-методологический аспект Латина, Светлана Викторовна

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью серьезной научной рефлексии методологических оснований гендерных исследований современной культуры.

Социальные, экономические и политические преобразования, произошедшие в течение XIX – XX вв., внесли значительные изменения в полоролевые взаимоотношения во всех областях культуры, обусловили появление женщин в профессиональной и образовательной сферах, возникновение новых форм брака, изменение статуса женщины в обществе, трансформацию социокультурных стереотипов маскулинности и феминности. Актуализация интереса к полу с очевидностью проявляется и в сфере частной жизни, и в искусстве, и в науке.

Изучение взаимоотношений мужчин и женщин, различия социальных ролей, идентичности и сексуальности привело к возникновению гендерных исследований, в рамках которых изыскатели дифференцируют понятия «пол» и «гендер». Понимание гендера как социального статуса и системы отношений, на основании которой общество делится по признаку пола в рамках определенной культуры, позволило применить гендерный подход к исследованию различных форм и явлений культуры.

Научный интерес к гендерным различиям связан со значительными изменениями, происходящими в современной культуре, трансформацией ролей мужчины и женщины на современном этапе развития общества; проблемы социального пола являются сегодня исключительно актуальными.

Гендерные исследования, находящиеся в процессе институциализации, в настоящее время являются одним из перспективных направлений российских гуманитарных наук. Развитие гендерных исследований на современном этапе рассматривается в качестве условия демократизации и гуманизации как общества, так и института науки. Являясь по своей природе интегративным направлением современного социального знания, заимствуя исследовательские приемы социологии, политологии, психологии, лингвистики, литературоведения и других наук, гендерные исследования дают возможность по-иному взглянуть на известные культурные факты, способствуют более полной и точной их интерпретации с учетом гендерной специфики.

В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов используется очень широко. В ходе гендерных исследований чаще всего рассматриваются роли, нормы, ценности, черты характера, которые общество предписывает женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы для того, чтобы охарактеризовать традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Понятие о том, что гендер включает социокультурное разделение между мужчинами и женщинами, устоялось в различных культурных практиках, которые, инкорпорируясь в повседневную жизнь, укрепляют мнение о естественности главенствующего положения мужчины в культуре и социуме. Использование гендерного подхода применительно к исследованию культуры помогает обнаружению и анализу иерархического разделения между мужчинами и женщинами, прочно вошедшего в современную жизнь и укоренившегося в социальных институтах. Применение гендерного подхода в науках о культуре (культурологии, антропологии, истории и др.) также позволяет изучить установки, стереотипы, формы дискриминации, предрассудки, социальное восприятие, связанные с понятиями мужского и женского.

Настоящая диссертационная работа, с одной стороны, находится в русле современной гендерной проблематики, с другой - с учетом современного состояния гендерных исследований, должна наметить перспективы, характер и методологию исследований конкретных форм культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Цель и задачи диссертационного исследования определили обращение к источникам и источниковедческой литературе: к монографиям, научным статьям, посвященным исследованию гендера в области социально-гуманитарных наук, включающих в себя историю, социологию, психологию и психоанализ, лингвистику, этнологию и антропологию, литературоведение, дисциплины философского цикла, политологию, экономику, культурологию; к исследованиям в области гендерной методологии и гендерного анализа в различных областях российской науки; к материалам, свидетельствующим о деятельности региональных центров гендерных исследований в России. Кроме того, с целью изучения истории гендерных исследований в работе использованы архивные документы, декреты, указы, материалы съездов.

Социально-гуманитарные науки явились наиболее благоприятной сферой для развития гендерных исследований.

Проблема пола всегда была широко представлена в российской исторической науке , несмотря на то, что гендерные исследования вошли в неё несколько позже, чем в другие дисциплины гуманитарного цикла. Российских историков интересовали вопросы, связанные с положением женщины в социуме и её участием в общественных движениях и благотворительной деятельности, изменением статуса и положения женщины в российском обществе, замужеством и разводом в жизни горожанки, эмансипацией женщины и её экономической независимостью, жизнью русской крестьянки, женским счастьем, межконфессиональными браками, появлением «женских исследований» в отечественной историографии (С.Г. Айвазова, Н. Бошковска, В.А. Веременко, Л.Н. Денисова, Н.В. Досина, Н.Л. Пушкарева, О.Д. Шемякина).

Инкорпорирование гендерного подхода в социологию представлено в работах, показывающих социокультурный аспект процессов половой социализации, моделей маскулинности и феминности и исследующих такие гендерные характеристики личности, как гендерная идентичность, стереотипы и установки, связанные с типичными моделями поведения обоих полов (Э. Гидденс, Н. Смелзер, С. Бем, М. Киммел, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, И.С. Кон, А.А. Темкина).

Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ . Труды З. Фрейда оказали большое влияние на всю культуру в целом и подтвердили стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке». Теоретическое обоснование полового диморфизма, исследование процессов формирования установок, изучение психологии лидерства, а также психофизиологии мужчины и женщины представлено в работах Б.Г. Ананьева, В.Е. Кагана, Е.П. Ильина, Т.В. Бендас.

Исследованию «женского языка» на уровне текста литературных произведений и выявлению женской литературной традиции , изучению женских образов в литературе и феномена «женского чтения» посвящены труды О.Р. Демидовой, Н.Л. Пушкаревой, С.Р. Охотниковой, К. Бинсвангер.

Легитимация гендерного подхода и гендерных исследований позволяет использовать категорию «гендер» для переосмысления дисциплин философского цикла (С.В. Рассадин, И.А. Жеребкина, Г.А. Брандт, О.А. Воронина, А.А. Костикова).

В рамках российских и зарубежных гендерных исследований существуют работы, посвящённые участию женщин в политическом процессе на уровне государства, на уровне мировой политики, роли женщин-лидеров в политических структурах; подобные исследования восполняют пробелы в академической политологии (С.Г. Айвазова, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина, Г.Г. Силласте).

Одной из основных тем гендерных исследований становится изучение вопроса, связанного с изменением социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ, а также с разделением домашнего труда, с выявлением дискриминации женщин в профессиональной сфере (Дж. С. Милль, М. Киммел, Н.М. Римашевская, С.Ю. Рощин, Р.П. Колосова).

Применение гендерного подхода в культурологии позволяет изучить культуру различных эпох, включая современную, с точки зрения «феминного» и «маскулинного», рассмотреть гендерные субкультуры, выявить андрогинную природу живописи, исследовать гендерные отношения в национальном сообществе, а также другие аспекты культуры (А.Р. Усманова, Т.А. Клименкова, Е.В. Тараканова, К.С. Шаров).

Необходимо отметить работы, обращенные к разработке методологии гендерного подхода в различных сферах науки. Зарубежные ученые первыми обратили внимание на существование проблемы неравенства полов и предложили практические рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в исследование различных сфер жизни. Изучение опыта зарубежных ученых в области гендерных исследований также позволило российским исследователям применить гендерный подход к анализу различных областей и сфер науки (С.Г. Айвазова, А.В. Белова, Л.С. Ржаницына, А.В. Смирнова, Л.В. Штылева).

В сфере культурологической науки предпринята попытка выявить методологию гендерного анализа в области самих гендерных исследований, эксплицировать возможность использования «гендера» для анализа культурных изменений социальной направленности, однако на практике это выразилось лишь в постановке гендерной проблематики, в разработке теоретического инструментария, в обозначении методологических проблем, связанных с использованием гендерного подхода к исследованию явлений культуры (Н.А. Усачева, Т.А. Чебанюк).

Одну из основных ролей в разработке теории и методологии гендерных исследований в России играют научные изыскания, проводимые на базе центров гендерных исследований . Центры гендерных исследований изначально создавались с целью объединить усилия исследователей, ведущих индивидуальную работу в русле гендерной проблематики. Организация данных центров позволила ученым не только установить связи, но и проводить комплексные исследовательские и образовательные проекты, организовывать летние школы и вести просветительскую работу. Спектр вопросов, решаемых центрами, очень разнообразен: развитие гендерного образования, проведение гендерной экспертизы законодательства и социальной политики государства, семейные проблемы, изучение гендерной проблематики в области социологии и социальной теории, история женского движения, проблемы насилия. Несмотря на большое количество работ, созданных в русле гендерных исследований, следует отметить неравное соотношение между многочисленными работами, посвященными анализу гендерных аспектов отдельных явлений культуры, описанию частных методик исследований, и работами, где было бы осуществлено теоретическое осмысление и обобщение целей и задач гендерного анализа, специфики методологии гендерных исследований, статуса и перспектив современных гендерных исследований, в том числе, в сфере культурологии.

Настоящее диссертационное исследование призвано отчасти заполнить этот пробел.

Таким образом, объектом исследования выступают науки о культуре, предметом исследования – гендерный подход в исследованиях культуры.

Цель исследования - выявить специфику гендерного подхода в исследованиях культуры, выявить эвристическую и методологическую ценность гендерного подхода в науках о культуре.

В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:

обратившись к истории «женского вопроса» в культуре Европы, Америки и России, обобщить, систематизировать и проблематизировать материал по истории гендерных исследований в современной науке;

изучить становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике;

рассмотреть «классические» концепции гендерных исследований, выявить их место в становлении гендерного подхода в современных исследованиях культуры;

рассмотреть содержание понятийного аппарата гендерных исследований: базовых категорий «гендер», «гендерные исследования», «гендерная система», «гендерная идентичность», «феминность», «маскулинность» и др. в западной и российской гуманитаристике;

исследовать специфику гендерных исследований в регионах России;

обобщить и систематизировать материал по применению гендерного подхода в науках: истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии;

выявить специфику гендерного подхода в культурологии;

обозначить возможность и перспективы применения гендерного подхода к анализу культуры.

Решение этих задач предполагает и постановку более узких научных проблем, нашедших свое отражение в структуре и содержании работы.

Теоретико-методологические основы исследования.

Поставленные в работе задачи решались с использованием общенаучных методов исследования: описательного, сравнительно-исторического и типологического, дающих возможность рассмотреть в синхроническом и диахроническом аспектах историю развития «женского вопроса» в странах Европы, США и России, выявить её закономерности, обобщить материал по гендерным исследованиям и применению гендерного подхода в различных науках (истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии), систематизировать изученные источники, научную литературу, выявить региональную специфику гендерных исследований в России, а также специфику гендерного подхода в культурологии.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных (С.Г. Айвазова, О.М. Здравомыслова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева и др.) и зарубежных ученых (М. Мид, С. Бем, З. Фрейд, Р. Столлер, М. Киммелл, С. де Бовуар, Б. Фридан, Э. Гидденс, К. Уэст и др.), разрабатывающих проблемы пола в психологии, педагогике, социологии, истории, антропологии и других наук.

Научная новизна работы обусловлена:

обращением к актуальной теоретико-методологической проблеме современной гуманитарной науки;

оригинальностью поставленных задач;

обращением к оригинальным англоязычным источникам;

новым уровнем анализа и обобщения уже имеющихся научных данных об объекте и предмете исследования;

раскрытием специфики гендерного подхода в современных исследованиях культуры.

Положения, выносимые на защиту :

в формировании проблематики гендерных исследований, устойчивого интереса к гендерной теме в различных сферах научного знания, расширении гендерных исследований до междисциплинарной области исследования значимую роль сыграли как женские движения, так и движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств ;

актуальность гендерных исследований в различных областях научного знания обусловлена, в первую очередь современными социально-культурными изменениями, необходимостью анализа и учета этих изменений, без чего невозможно принятие практических решений в области политики, экономики, образования;

в рамках гендерных исследований как междисциплинарного научного знания формируется среда, благоприятствующая синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры. Таким образом, гендерный подход является не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей ;

специфика современных российских женских и гендерных исследований обусловлена тем, что: 1) до 1980-х гг. изучение женской темы предписывалось государством и велось в рамках существующей идеологии, унифицирующей половые различия , 2) становление и институциализация гендерных исследований в России начинается с опозданием на 20 лет и проходит по образцу институциализации гендерных исследований на Западе и во многом благодаря финансовой поддержке ряда западных фондов, женских политических и социальных организаций европейских стран и Америки; проблематизация их часто заимствована;

пик популярности гендерных исследований в России пришелся на 2004-2005 гг., в связи с социокультурными трансформациями и активным внедрением в российскую культуру инокультурных элементов. Снижение интереса к гендерной проблематике происходит в 2006 г. и обусловлено укорененностью традиционных гендерных ролей в современной русской культуре, отсутствием внутренней готовности и потребности в реформировании гендерных стереотипов и поведенческих практик (особенно в регионах), что проявляется и в патерналистских ожиданиях российского человека по отношению к государству .

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении методологии гендерных исследований (в том числе, в культурологии), в полноте рассматриваемых материалов, в анализе специфики национальной и региональной проблематики гендерных исследований, в анализе и систематизации разрозненного материала, касающегося специфики гендерных исследований в различных областях научного знания.

Практическая ценность исследования состоит, в первую очередь, в том, что полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке спецкурсов и курсов лекций по культурологии, мировой и отечественной культуре, на семинарских занятиях по указанным дисциплинам, в курсовых и дипломных работах студентов.

Кроме того, результаты исследования возможно учитывать при формировании городской, региональной и государственной культурной политики, при прогнозировании результатов экономических и социокультурных реформ.

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 14 статей, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК РФ.

Результаты и выводы исследования изложены на международных, всероссийских и вузовских конференциях: «Мужское и мужественное в современной культуре» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), «Гендерное образование в подготовке учителя» (г. Томск 2007 г., 2008 г.); «Актуальные проблемы современной науки и образования» (г. Уфа, 2010 г.), «Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2009 г.),«Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций» (Комсомольск-на-Амуре, 2008 г.), «Семиотическое пространство Дальнего Востока» (Комсомольск-на-Амуре, 2009 г.), «Дальний Восток: сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: материалы международной научно-практической конференции» (Комсомольск-на-Амуре, 2011 г.), 39-я и 41-я научно-технические конференции аспирантов и студентов «Научно-техническое творчество студентов и аспирантов» (Комсомольск-на-Амуре, 2009 г., 2011 г.); представлены на XII краевом конкурсе молодых ученых (г. Хабаровск, 2010 г.).

Структура исследования: диссертация состоит из Введения, трех глав (включающих в себя 9 параграфов), Заключения, Списка использованных литературных и интернет-источников (223 наименования), Приложений. Общий объем работы составляет 192 страницы.

Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры

1. Гендерный подход к анализу культуры

Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задаются символические значения вещей и явлений.

Миф – одна из самых ранних стадий культуры. Миф выполняет такие функции, как передача социального опыта, интеграция человека в социуме, координация во времени и пространстве. Иногда миф употребляется в значении «сказка». Одним из распространенных мифов современного времени является миф о природном предназначении женщины.

В течение длительного времени понятие «пол» было простым и объяснимым. Пол – это биологические и психические особенности и различия мужчины и женщины, причем биологические различия были основой для формирования и других различий, в том числе и социальных. Социальные понятия «мужчина» и «женщина» состоят из множества аспектов, которые зависят от того, какое общество мы изучаем. Женщине изначально приписывают такие качества, как пассивность, иррациональность. В современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению мужчин и женщин. Термин «гендер» обозначает совокупность норм поведения, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе.

Гендерный подход основан на идее о том, что важно не биологическое или физическое различие между мужчиной и женщиной, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие «гендер» ввел в научный оборот социолог и психолог Р. Стомлер в 1968 г.

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Адоньева Светлана Борисовна

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.История ментальностей использует

Из книги автора

2.8. Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры Творческая деятельность, отличающая человека–интеллектуала от человека массы, направлена на созидание новых продуктов культуры. Многие постмодернисты связывали ее с деятельностью художника и

Из книги автора

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги автора

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги автора

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова

Из книги автора

Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,

Из книги автора

Лекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:

Из книги автора

Лекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением

Из книги автора

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные

Дебора Бестп и Джон Уильяме

Все культуры мира неизбежно имеют дело с разделением труда между пола­ми. Множество исследований и дискуссий было посвящено тому, каким имен­но образом осуществляется это разделение. Как и культура, признание и по­нимание различий, связанных с полом, и, безусловно, сходства между полами, сыграло огромную роль в формировании современного психологического зна­ния. Обильным источником сведений по этому вопросу являются исследования по кросс-культурной психологии и антропологии; они касаются взаимосвязи культуры и гендерных различий, о которой и пойдет речь в рассматриваемой работе.

Вест и Уильяме дают в ней исчерпывающее представление о текущем со­стоянии знания, связанного с проблемами культуры и гендера. После опреде­ления ключевых понятий они рассматривают исследования, в том числе соб­ственные, по вопросам гендера на уровне взрослого индивида и касаются поло-ролевой идеологии, гендерных стереотипов и Я-концепций. Затем они говорят об исследованиях, связанных с отношениями между мужчинами и жен­щинами, затрагивающих проблемы предпочтений при выборе партнера, люб­ви и близости, домогательств и изнасилования, а также ценностей, связанных с работой. Используя эти данные в качестве отправной точки, они обсуждают различные факторы, которые могут оказывать влияние на формирование ген­дерных различий, в том числе биологический детерминизм, социально-биоло­гические факторы, половой диморфизм, воздействие со стороны культуры и практики социализации.

Вести Уильяме также дают обзор современных исследований.рассматрива­ющих гендерные различия с точки зрения четырех психологических конструктов: воспитания, агрессии, близости к взрослым и чувства собственного достоин­ства. Затем они подробно анализируют факторы, которые влияют на форми­рование различий на уровне культуры, говорят о ролях и стереотипах, связан­ных с полом, о теории ориентированного на половую принадлежность науче­ния, о культурных практиках, определяющих поведение мужчин и женщин. Представленное ими переплетение факторов социального, психологического, культурного, политического, исторического и экономического характера позво­ляет понять глубину и сложность гендерных различий в разных культурах.

Каким образом, принимая во внимание огромное количество научных обла -стей, изучавших проблемы гендера, и достаточно сложную взаимосвязь фак-

торов, повлиявших на его онтогенез, будущие исследования могут помочь раз­работке таких моделей, которые обеспечили бы нам возможность понимания механизма формирования социальных различий между мужчинами и женщи­нами? Вести Уильяме считают, что необходимо совершенствование теории и методов изучения гендера и культуры. В частности, предшествующие теории гендера, имеющие упрощенческий характер, должны принять во внимание все многообразие существующих факторов, признав сложность проблем, связан­ных с тендером и обстоятельств, которые влияют на эти проблемы в разных культурах и в разных социокультурных системах. Включение новых и известных методов исследования, используемых другими направлениями психологии, таких как пятифакторная модель личности (психология личности) или семанти­ческий дифференциал (психокультурная лингвистика), также может иметь зна­чение для более глубокого понимания проблем культуры и гендера. Совершен­ствование нашего понимания самой культуры обещает стать ключом к более глубокому пониманию ее влияния на гендерные различия, в особенности в свя­зи с дальнейшей контекстуализацией культуры и психологии. Самое присталь­ное внимание следует уделить проведению лонгитюдных гендерных исследо­ваний.


Предложения Вест и Уильямса по будущим исследованиям возвращаются к той же идее, о которой говорят и другие авторы этой книги. Для того чтобы пси­хология представляла собой единое целое, необходима интеграция теорий и методов разных отраслей психологии, которые на сегодняшний день зачастую оторваны друг от друга. При этом интеграция не должна ограничиваться одной лишь психологией; Бест и Уильяме говорят о том, что есть чему поучиться друг у друга психологам и антропологам, и эта мысль также созвучна идеям, кото­рые высказываются многими авторами этой книги. Исследования будущего должны коренным образом отличаться от исследований прошлого, включая на­ведение мостов между культурной и кросс-культурной психологией, поскольку это даст возможность продолжать развитие знаний в данной области культуры и психологии. Хотя Бест и Уильяме полагают, что проблематику гендера и куль­туры вполне разумно рассматривать с точки зрения панкультурных моделей, они отдают себе отчет в недостатке соответствующих теорий в данной облас­ти и в том удивительном факте, что значительная часть кросс-культурных ген­дерных исследований не имеет теоретической базы. Однако представленные здесь идеи обещают отчасти улучшить положение.

Когда путешествуешь по разным странам, бросается в глаза, что невоторые об­щества акцентируют различия между мужчинами и женщинами, в то время как Другие общества проявляют к этому куда меньший интерес. Подчеркивание раз­личий между полами заставляет предполагать, что пол должен представлять собой важную детерминанту поведения человека. При этом важно не забывать,"что ана­томически и физиологически мужчины и женщины имеют куда больше сходства, чем различий. Следовательно, в основном они вполне могут заменить друг Друга в определенной социальной роли или равным образом способны на одинаковое

поведение, с одним лишь важным исключением - способности женщины к дето­рождению. Читатель будет удивлен, но, как показал обзор последних кросс-куль­турных тендерных исследований, пол как социальный фактор оказывает весьма малое влияние на широкий круг психологических характеристик в различных культурных группах.

Эта глава рассматривает тендер в кросс-культурном контексте; изложение идет от индивидуального уровня к уровню культуры в целом и затрагивает такие темы, как половые роли и стереотипы, отношения между мужчинами и женщинами, роли, предписываемые биологией и социализацией, и теории формирования тен­дерных ролей. Основное внимание уделяется областям возрастной и социальной психологии, а также психологии личности, которые касаются вопроса о том, как воспринимают мужчины и женщины сами себя и друг друга, а также манеры, в которой осуществляется их взаимодействие. Прежде чем приступить к обзору литературы, мы определим некоторые базовые понятия, имеющие отношение к теме, чтобы избежать терминологической путаницы.

Особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они традици­онно воспринимаются как жесткофиксированные представления о «женском» и «мужском». Биологические различия, которые присущи мужчи­нам и женщинам, в культуре преобразуются в ряд социальных ожиданий в отношении того, какие модели поведения следует считать «мужскими», а ка­кие «женскими». Гендерные модели поведения характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное, и это воспринимается как естественно данное. В результате возникает гендерное неравенство, которое проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юриди­ческих, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможно­стям, ограничено представление интересов своей общности. Это приводит к тому, что женщины дисфункционально реализуют собственный потенциал, их жизненные силы в воспроизведении и совершенствовании своей жизни заметно ослабевают.

Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания, способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и устано­вок, которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего, позитивного и значимого, а женского - как второстепенного и менее значи­мого. Рассматривая понятие «гендерный стереотип» и обращаясь при этом к понятию «гендер» исследователи отмечают, что гендер определяет индиви­дуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, до­ступе к власти, сексуальные и семейные роли, в целом, он определяет соци­альные статусы. А поскольку социальные статусы действуют в рамках культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует гендерная культура . Гендерная культура создает социально-обусловленные представления о специфичности женского и мужского, на этой основе строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и женщинами и соотношение их социальных статусов. Точнее, «мужчина» и «женщина» - это примеры биологических различий, а «мужское « и «жен­ское» относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения, которые должны социально соответствовать полам.

С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным соци­альным нормам и правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах; из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убежде­ния в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном творчестве, историческом наследии. Традиционная культура задает главные ориентиры всем сферам жизнедеятельности, в то же время сама традицион­ная культура не является нейтральной по отношению к мужчинам и женщи­нам. Можно констатировать тот факт, что культура транслирует во все сферы жизни, включая сферу сознания, неоднозначное отношение к женщинам и мужчинам как представителям разных социальных и демографических общ­ностей. Оно выражается в том, что представления о женщинах в традицион­ной культуре трактуется через отличие от «другого» - мужского, которое рассматривается самостоятельно. По мнению Т.А. Клименковой, мужчина выступает как представитель всеобщности, всего человечества, призванный говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая, связанная с выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина по­нимается как выражающая нечто частное .

Такие представления свойственны выраженному патриархальному харак­теру современной культуры. На то, что культура имеет патриархальный характер, указывают многие исследователи, в частности, О. Вовченко. При этом автор определяет патриархат как «социальный институт, в котором мужчины силой или убеждением «опускают» женщину на «вторичное» (по­сле себя) место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире «женское» всегда подчинено «мужскому» . Такой тип культуры утвердился, по мнению исследователей, по нескольким причинам: во-первых, сама социаль­ная организация общества имеет патриархальный порядок, который оказывает непосредственное воздействие на социокультурное пространство. Во-вто­рых, с точки зрения развития человечества, стадия патриархата сменила ста­дию матриархата и все изменения социума находятся под его влиянием. В-третьих, культура в значительной мере создавалась усилиями мужчин. Через становление культуры совершенно определенного типа указанные причины влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин.

Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин мож­но обратиться к мифологии. В древнейших мифах встречается упоминание о первичной андрогинности полов, во многих космогонических мифах оба на­чала - мужское и женское - выступают на равных как две противоположно­сти, от слияния которых возникло небо, земля и люди . В эпоху созда­ния мифов женщина занимала весьма почетное место. При смене матриарха­та патриархатом соотношение «мужского» и «женского» стало рассматри­ваться иерархично, и в мифологии стал преобладать дуалистический прин­цип противопоставления женского как худшего и мужского как лучшего. В результате возникают такие противоположности, как жизнь - смерть, где в жизнь образе Рода, мужского божества, а смерть в образе женского боже­ства. Чет - нечет, четные числа благоприятны и связаны с мужским нача­лом, нечетные - неблагоприятны и связаны с женским началом. Правый - ле­вый, в древнерусских обрядах женщины должны были располагаться слева от мужчин, так как справа - справедливость. О некоторой ущербности женщин свидетельствует и факт малочисленности упоминания о них в мифах и леген­дах. Мифологические представления внесли такие нормы и ценности в соци­альные взаимоотношения мужчин и женщин, которые послужили основой для стереотипизации сознания и самосознания, согласно этому стало законо­мерным считать справедливым мужскую справедливость и доминирование и женскую негативность и подчинение.

Половая принадлежность производителя знания сказывается также на самом знании, а через него - на становлении самосознания женщины. Признается тот факт, что «человеческая» культура не беспола, в частности, Г. Зиммель считает, что она является «мужской». Это означает, что она создает­ся мужчинами и отражает внешний мир по законам «мужского» мировоспри­ятия. Основная причина, по его мнению, кроется в различиях мужской и жен­ской сущности В этом объяснении косвенно указывается на неко­торое превосходство мужчин, признается «мужской» характер культуры и тем самым указывается на то, что «женское», существуя самостоятельно, ста­новится как бы включенным в более общее, значительное, в «мужское», и оценивается через категории «мужского».

Одним из первых проблему различия полов в философию включил Ари­стотель. Согласно его учению, женское отождествляется с телесным, материей, а мужское - с духовным, формой, и эти представления легли в основу представлений о мужской и женской сущности, о мужской и женской природе. По мнению Н.А. Бердяева, женщина выступает как призводное от мужчи­ны в силу того, что в не слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная . Идея недостаточности в женщине личности, своего «Я» разделялась и другим русскими философами - С.Н. Булгаковым, В.В, Розановым. В представлении В.Розанова, свидетельством отсутствия «зерна», женского «Я» являются такие женские качества, как милосердие, самоотверженность, нежность, в то время как мужской эгоизм, жесткость, черствость, твердость знаменуют собой «зерно», «Я». Поэтому мужчины имеют право с полным основанием распоряжаться, «быть покровителем и во­ждем», право женщины - «в дар за любовь получить мужественного и сильного покровителя» .

Тот факт, что философское знание создавалось в основном мужчинами, наложил отпечаток на содержание и панораму взглядов на женщин и проявился в том, что женщина воспринималась только относительно мужчины, рассматривалась как часть природы, физического мира и была подчинена мужчине также, как физический мир подчинен духовному. Такая трактовка оказывала значительное влияние и на массовое, и на индивидуальное созна­ние. Философские представления о специфичной сущности женского и муж­ского начал играют значительную роль потому, что философское знание име­ет не только теоретическое, но и духовно-практическое, смысложизненное, ценностно-ориентирующее влияние и значение. Ценностно-ориентирующим воздействием на сознание обладают моральные правила, имеющие в совре­менном обществе своеобразную особенность - общество с позиции морали неоднозначно относится к одному и тому же поступку в зависимости от того, кто его совершил - женщина или мужчина. Как показывает практика, жен­щина находится под более жестким нравственным контролем, порой мужчи­не позволяется то, что не позволяется женщине. Сложившиеся «половые стандарты» фиксируются в виде моральных гендерных стереотипов, кото­рые, переходя в самосознание, не подвергаются критическому анализу. Моральные гендерные стереотипы отражают существующие в общественном сознании представления о должном и недолжном поведении, нормах, принципах, которыми люди должны руководствоваться в повседневной практике (и которые различаются в зависимости от пола), о характерных внутренних обликах мужчины и женщины, о различиях мужской и женской дружбы, мужской и женской любви .

Вероятно, существование моральных гендерных представлений обуслов­лено следующими причинами: во-первых, существует потребность следовать уже сложившимся общественным правилам, чтобы быть принятым обще­ством. Во-вторых, постепенно усваивая моральные нормы на рационально-эмоциональном уровне, человек осознает свою принадлежность к определен­ному полу, принимает в соответствии с этим половую роль и ожидает соот­ветствующего к себе отношения со стороны других. В-третьих, различия мо­ральных норм поведения мужчин и женщин кроется в самом процессе их формирования. Ценностные представления, нормы и образцы должного по­ведения были выработаны в недрах человеческих сообществ и передавались с древнейших времен из поколения в поколение.

Моральные гендерные стереотипы влияют на самосознание и облегчают его работу: усвоенные с ранних лет, они впоследствии «накладываются» на любые явления как схема, исключая, тем самым, необходимость анализа; яв­ления упрощаются и как бы подгоняются под уже знакомые и известные схе­мы мышления. При этом изменение гендерных стереотипов, а значит, и стереотипов самосознания, затруднено. Сложность вызывает не только изменение, но и оценка моральных стереотипов: они настолько глубоко прони­кают в образ мыслей, что попытка проанализировать и изменить существующий порядок вещей приводит к дефинициями, отражающим уже имеющуюся картину мира.

Определенное воздействие на сознание и самосознание, вместе с филосо­фией, моралью, этикой, оказывает содержательная сторона исторического знания. Для историков социальный опыт женской общности не представлял интереса, долгое время в истории женщины были незамеченными. И на осно­вании этого предпринимались попытки преодолеть традиционные убежде­ния, что мужчины - главные исторические лица. Но создание параллельного, а в действительности изолированного женского мира только укрепило ди­станцию между женщинами и мужчинами.

Важно отметить, что на самосознание женщин оказывает негативное влияние как господство мужского, так и превалирование женского: в первом случае все, что относится к женскому, оценивается по меркам мужских пред­ставлений, т.е. нормы, ценностные ориентации, мировоззренческие установ­ки женщин формируются в социокультурной дистанции полов. Во втором случае происходит девальвация мужского. Но, как в первом, так и во втором варианте сохраняется отчуждение и жесткое разграничение мужчин и жен­щин. Со временем происходит смещение акцентов от только «женской исто­рии» к действительно общей истории гендерных отношений, которая пока еще находится в стадии становления . Такие тенденции в развитии исто­рии демонстрируют общие тенденции в изменении самосознания: от одной крайности к другой, и только потом - к срединному положению, без переко­сов.

В массовом сознании распространены патриархальные доминанты, и с этой точки зрения социальная дифференциация полов может быть выражена так: мужчине должна принадлежать ведущая, активная роль в мире, обще­стве, семье, а женщине - подчиненная, пассивная. Существуя в массовом со­знании, указанные доминанты отражаются и на результатах деятельности, под их влиянием оказывается и сознание, и самосознание индивидов. В об­щественном сознании стереотипы мужского доминирования и женской под­чиненности воспринимаются как выражение «мужественности» и «женствен­ности». Особенностью стереотипа «женственности» является чрезмерная идеализация: чем более женщина скромна, послушна, благожелательна и чем менее склонна к рассуждениям и принципиальности, те она более женствен­на. Вместе с тем идеализируются дом, семья, дети, эмоциональная забота о других. На этом фоне вся остальная деятельность женщины теряет значи­мость. Все остальные сферы деятельности для мужчин, где востребованы специфические мужские качества - сила, власть, смелость, прагматизм, рас­судительность.

Всякое отклонение от стереотипа расценивается как утрата женщиной своей женственности, и может привести к неудачам в личной жизни и в реализации своих способностей. Но от таких стереотипов страдают и мужчины. Следуя стереотипу «мужественности», им необходимо быть всегда сильны­ми, преуспевающими, не знать поражений. Но в силу того, что в современ­ном обществе подавляющее большинство мужчин получают исключительно женское воспитание, у мужчин может быть и слабый характер, слабая воля, они больше нуждаются в защите и поддержке. Сравнение стереотипов муже­ственности и реальности позволяет отметить их несоответствие, и это вызы­вает внутреннее беспокойство, чувство неудачника, стрессы, страх, противо­речия, которые могут «компенсаторно» выливаться в агрессию, в алкого­лизм, в девиацию.

Таким образом, традиционные стереотипы «мужественности» и «жен­ственности» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что - для мужчин. Свобо­да выбора каждого становится весьма ограниченной, и это вызывает торможение развития личности и индивидуальности. Существующая культура представляет интересы мужской общности как основные. Женщины, женская общность рассматривается относительно мужчины, через мужское, что обес­печивает им второстепенность и подчиненность. Закрепляясь с помощью гендерных стереотипов в мифах, философии, морали, праве, истории, такое положение воспринимается как естественное.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Саратовский Государственный Университет Имени Н.Г. Чернышевского»

Кафедра психологии образования

Факультет ППиСО

Культура и гендерные различия

Студентки 1 курса 141 группы

Направления подготовки «Психология образования»

Запаровой Марии Владимировны

Саратов 2013

Введение

1. Различия в трактовках понятий «пол» и «гендер»

2. Культура и гендерные различия

3. Исследование гендерных стереотипов

4. Психологические аспекты гендерных отношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями XIX в., с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами, покончить с субординацией и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе.

Социальная психология - это наука, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и поведение отдельного человека. А ее подраздел - социальная психология гендера - занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество. Социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин. Кроме этого, социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер.

Цель написания данного реферата - изучить особенности гендерных исследований личности в психологии, выявить взаимосвязь с культурой. Работа состоит из введения, четырех параграфов и списка использованной литературы. Для написания работы были использованы теоретические пособия российских и зарубежных авторов в области гендерных исследований, а также статьи в периодических изданиях и ресурсы сети Интернет.

1. Различия в трактовках понятий «пол» и «гендер»

гендер психология культурный

В отечественной психологии представление о гендере личности до настоящего времени разработано слабо, отмечается противоречивость трактовок, смешение дисциплинарных границ в определении содержания и сферы применимости слова «гендер», его отличие от привычного термина «пол».

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.

"Пол" - одна из самых сложных и многозначных научных категорий. В самом общем виде это слово обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero - рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Однако эти признаки неодинаковы у разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма, то есть расхождение анатомических, физиологических, психических и поведенческих черт особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие - количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Таким образом, термин «гендер» в социально-психологическом контексте обозначает социокультурные представления о личности мужчин и женщин и индивидуальные когнитивные схемы в отношении личности людей разного пола и разных сексуальных предпочтений. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, чтогендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти

2. Культура и гендерные различия

Влияние культуры распространяется на многие аспекты нашей жизни, в том числе и на формы поведения, связанные с половой принадлежностью. За последние 20-30 лет мы стали свидетелями существенных перемен во взглядах на приемлемость тех или иных форм поведения для мужчин и женщин. Безусловно, американская культура одна из наиболее динамичных в отношении вопросов, связанных с проявлением половых и гендерных различий (а также проявлениями сходства в данной области). Этот динамизм послужил причиной многих серьезных проблем и конфликтов, но вместе с тем он стал источником оптимизма, связанного с нашими представлениями о возможности изменения природы человеческих отношений и самой культуры.

Количество мужских и женских гендерных ролей бессчетно. В разных культурах приняты различные формы гендерных разграничений. Все мы знакомы с традиционной формой гендерной дифференциации, основанной на представлениях о том, что мужчина должен быть сильным, независимым, самостоятельным и эмоционально сдержанным, тогда как женщина должна быть зависимой, слабой, заботливой и эмоциональной.

В области кросс-культурного изучения гендерных стереотипов наибольшую известность получило исследование Уильямса и Бест, в ходе которого был проведен опрос граждан 30 стран; количество опрашиваемых из каждой страны составляло от 50 до 120 человек, а общее число участников исследования достигло почти 3000. Уильямс и Бест провели анкетирование среди студентов, которым предложили ответить на вопросы: «Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной?» Джон Уильямс, Дебра Бест и их коллеги задали эти вопросы студентам университета - представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы.

В нормадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным. В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны. Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в США - 17%, в Австрии - 28%, в Швейцарии - 48%. В Северной Америке большинство врачей и дантистов - мужчины; в России большинство врачей - женщины, как и большинство дантистов в Дании.

Культура, биология, гендерные роли и стереотипы взаимодействуют между собой, порождая гендерные различия в психологии и поведении. Иными словами, разделение труда и разница типичных для мужчин и женщин форм поведения, появившихся в результате биологических и физиологических различий, в свою очередь становятся источником различий, относящихся к области психологии и менталитета. Таким образом, психологические гендерные различия могут рассматриваться в качестве результата половых различий, обусловленных сложившимися формами разделения труда между мужчинами и женщинами и спецификой их функций, связанных с продолжением рода.

Основные области проявления психологических гендерных различий в разных культурах - это перцептуальные/пространственные/когнитивные способности; конформность и подчинение; агрессивность.

Наряду с психологическими гендерными различиями, существующими в пределах любой отдельной культуры, существуют также и психологические гендерные различия между культурами. При этом степень проявлений, направление развития и сама природа таких различий также могут изменяться от культуры к культуре. Так, если одна культура способствует формированию психологических различий определенного типа, это не означает, что и другая изучаемая нами культура в равной степени порождает тот же тип различий. С другой стороны, мы можем обнаружить культуру, в которой данный тип различий будет еще более ярко выраженным, чем в изученных нами до сих пор. Дело в том, что психологические гендерные различия являются не просто не продуктом биологических и культурных факторов, но оказывают влияние и на развитие самой культуры. Существует обратная связь между ними и такими проявлениями культуры, как типы поведения, гендерные роли и гендерная ролевая идеология. Таким образом, характер взаимосвязей между культурой, поведением и психологическими характеристиками представляет собой замкнутый круг, в котором психологическим проявлениям гендерной дифференциации принадлежит важнейшая роль в воздействии на образ жизни, традиции и поведение людей.

3. Исследование гендерных стереотипов

Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания, представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения.

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин. Ниже представлено стереотипное описание характерных мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.

Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.

Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.

В настоящее время отмечается тенденция к ослаблению подобных стереотипов. И психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности; и все больше проникает и в научное, и в обыденное сознание идея о том, что стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. Существует значительная согласованность гендерных стереотипов во многих культурах. Мужчины воспринимаются как агрессивные, автократичные, дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые, умные; женщины - как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, покорные и суеверные.

Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основе искаженной или неполной информации. Таким образом, гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и мужественности достаточно близки в разных культурах. Стереотипы имеют тенденцию рано усваиваться и изменяются они с большим трудом.

4 . Психологические аспекты гендерных отношений

Психология гендерных отношений - это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия.Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.

Гендерная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.

В отличие от психологии пола в гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, в фокусе ее внимания, прежде всего, те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

В психологии пола женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием служит имплицитное принятие биологического детерминизма ролей, опирающегося на представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, однако роль социокультурного влияния сводится к оформлению тех черт и характеристик человека, которые предопределены природой.

В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации, сексизма. В детерминации социального поведения личности приоритет отдан социокультурным факторам.

В структуре гендерной психологии выделяются следующие разделы:

Ш психология гендерных различий;

Ш гендерная социализация;

Ш гендерные характеристики личности;

Ш психология гендерных отношений.

При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации.

Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах ее жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.

При рассмотрении гендерных характеристик изучается идентичность мужчин и женщин и ее составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

ХХI век должен стать веком ломки стереотипов в отношении женщин и это должно восприниматься как естественный с точки зрения эволюции процесс, который ни в коем случае не направлен на ущемление прав и свобод противоположного пола. Ломка традиционного гендерного порядка порождает многочисленные социально-психологические проблемы и трудности, причем мужчины и женщины испытывают давление в противоположных направлениях. Вовлеченные в общественное производство и политику женщины вынуждены развивать в себе необходимые для конкурентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергию, силу воли), а мужчины, утратив свое некогда бесспорное господство, вырабатывать традиционные «женские» качества - способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого. Ничего сверхъестественного в этом нет, то же самое происходит в сфере межнациональных и межгосударственных отношений, где принцип господства и подчинения постепенно уступает место отношениям осознанной взаимозависимости.

Заключение

В современном мире актуальной стала различия проблема ценностных ориентаций мужчин и женщин. Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от друга, различий их ценностных ориентаций, имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, а также ценностными ориентациями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. В нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. Однако сознанию обоих полов присущи стереотипные представления о роли в жизни, положении, статусе, различные ценностные ориентации. Эти стереотипы откладывают свой отпечаток при желании мобилизовать свои возможности и реализоваться как личность.

Результаты многочисленных массовых опросов и иных социологических исследований в странах Западной Европы показывают, что ни единого мужского стиля жизни, ни единого канона маскулинности сегодня не существует. Несмотря на противоречивость своих ценностей и взглядов, западноевропейские мужчины во все большей степени ориентируются на принцип гендерного равенства. И хотя для многих этот выбор - вынужденный, а некоторые проблемы остаются спорными и готовых решений не имеют, какой-либо ущербности своего гендерного статуса мужчины не ощущают. Тем более, что по многим существенным параметрам он все еще остается привилегированным.

Во время работы над рефератом я достигла поставленных целей,а именно изучила особенности гендерных исследований личности в психологии, выявила взаимосвязь с культурой.

Список использованной литературы

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие, СПб., Питер, 2008.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Олма-Пресс, 2007.

3. Воронина О.А. Словарь гендерных терминов. М.: МЦГИ, 2007.

4. Воронцов Д.В. Гендеоная психология общения / Д. В. Воронцов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб. Питер, 2008

6. Ильин Е.П. Пол и гендер. Спб.: Питер - 2010.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. М. Academia 2003

8. Костикова И. В., Митрофанова А. В., Градскова Ю. В., Година Е. З., Тулина Н. В. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. - М., Аспект-Пресс, 2010.

9. Смелзер Нейл. Социология: Учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Ядов (науч.ред.). - М., Феникс, 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Гендер как социально биологическая характеристика. Физиологические и психологические отличия полов. Гендерно-ролевая социализация и гендерные различия. Исследование структуры способностей и интеллекта у мужчин и женщин к различным видам деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2012

    Теоретико-методологические аспекты изучения гендерных различий в сфере ценностных ориентаций. Анализ природы ценностей и ценностных ориентаций. Понятия "пол" и "гендер". Гендерные различия старшеклассников и их взаимосвязь с ценностными предпочтениями.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2012

    Понятие хронического алкоголизма, его половые различия. Клинические концепции "алкогольной личности". Изменение личности под влиянием влечения к алкоголю. Феномен тревоги и концепция ее происхождения. Эмпирическое исследование проблемы тревожности.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Психологическая проблематика изучения взаимовлияния социальных стереотипов и средств массовой информации. Исследование психологической эффективности использования основных геометрических форм в рекламе. Гендерные различия и cуть представлений о товарах.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Гендер как совокупность социальных и культурных норм, выполняемые людьми в зависимости от их биологического пола. Характеристика гендерных различий и социализация. Причины конфликтов полов и пути их преодоления, формирование гендерной компетентности.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Различия женского и мужского полоролевого поведения. Гендерные особенности отклоняющегося агрессивного и аутоагрессивного поведения. Злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние. Половые различия в проявлениях коммуникативных девиаций.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2011

    Память как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории. Особенности памяти в зависимости от гендера. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия. Половые различия в восприятии информации о себе и о других.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Анализ гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Изучение понятия "гендер" - совокупности социальных и культурных норм, которую общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2010

    Понятие креативности и гендера в социальной психологии. Факторы гендерно-ролевой социализации человека. Методики изучения уровня развития творческого мышления взрослых. Организация исследования гендерных различий в процессе анализа креативности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Психофизиологические особенности мужчины и женщины. Построение успешных интимных, брачно-семейных отношений между ними. Влияние половых гормонов на развитие вторичных половых признаков. Различия в морфологии и функционировании мозга мужчин и женщин.