Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся. оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Формированию регулятивных универсальных учебных действий Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению. В.Г. Белинский План: 1. Регулятивные умения. 2. Методика формирования умения. 3. Формированию регулятивных универсальных учебных действий на примере УМК «Планета знаний». 4. Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на разных этапах обучения по УМК «Планета Знаний» 1. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». ? Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; ? Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ? Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 2. Методика формирования умения Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Методика формирования любого умения предполагает определенную этапность. Так можно выделить 3 этапа. 1. Мотивационный этап. Создание положительной мотивации к овладению указанным умением. 2. Ознакомление с отдельными компонентами регулятивных универсальных учебных действий. 3. Сознательное овладение целостной структурой УУД, реализация самостоятельного учебного поведения, применение УУД в условиях учебной и внеучебной деятельности. ? ЭТАП Необходимость первого этапа вызвана тем, что практически ни один первоклассник не испытывает желания научиться работать самостоятельно, то есть дети даже не знают, что этому можно научиться. Следовательно, задачей этого этапа является формирование интереса и желания научиться работать самостоятельно. А также обеспечить ясные представления у детей о важности и значимости данного умения. Все это раскрывается в специально организованных беседах, используются известные детям художественные произведения, рассказы из жизненного опыта самих учеников. Так после чтения рассказа Н. Носова «Мишкина каша» проводится беседа: - Можно ли сказать, что Мишка самостоятельный человек? - Почему вы так думаете? - По какой причине Мишка не смог справиться с работой? (Точно не знал, что и как нужно делать) Значит, чтобы самостоятельно выполнить какую-либо работу мало одного только желания, нужно ещё знать, как это делается, и уметь выполнять. Чтобы дети обратили внимание на уровень своей самостоятельности в жизни, им было предложено ответить на вопросы на тему «Что я умею делать сам». - Какую работу вы выполняете самостоятельно каждый день? - Всегда ли вам удается справиться самим, без помощи взрослых? - Почему? - Как вы думаете, можно ли научиться выполнять самостоятельно любую работу? - Где этому можно научиться? - Можно ли стать самостоятельным в учебной деятельности? Здесь учитель объяснял ребятам, что это только так кажется, что учитель всему учит школьника, в том числе учит его учиться. Это неверно. Учитель лишь помогает, научиться человек может только сам, благодаря собственным усилиям. Если ученик откажется от этого правила, он никогда не станет самостоятельным ни в учебной, ни в любой другой деятельности. А значит главная задача, которую решает школьник в начальных классах - научиться работать так, чтобы можно было делать это самостоятельно. Обращалось внимание детей на то, что при выполнении самостоятельной работы обязательно встретятся трудности, которых не нужно бояться. Чтобы показать радость от их преодоление для получения радости от учебного труда, детям предлагаются заведомо сложные задания, при том при возникновении первых затруднений разрешалось прекратить работу. Тем, кто справился, задавался вопрос: - Что вы почувствовали, когда смогли выполнить это задание? При этом внимание акцентируется на том, что успеха в выполнении работы достиг тот, кто сумел заставить себя выполнить задание, несмотря на трудности. Еще одна задача, которая решалась в ходе 1 этапа – это создание кризисной ситуации, когда дети уже хотят, но не могут справиться с заданием из-за недостаточного количества знаний и умений. Ученикам предлагается задание такого типа, с которым они еще не встречались в ходе обучения. - Почему вы не смогли самостоятельно выполнить это задание? (Не знали, как его выполнять). Значит одного желания справиться с работой самостоятельно недостаточно, необходимы специальные знания умения. Это позволило выдвинуть новую задачу – овладеть этими знаниями и умениями, которая будет решаться в рамках второго этапа. Таким образом, на 1 этапе у учащихся формируется желание действовать без посторонней помощи. В результате появляется внутренний мотив, позволяющий им выполнять учебную работу самостоятельно, появляется заинтересованность в дальнейшем обучении. ?? ЭТАП Этот этап был направлен на ознакомление с каждым компонентом структуры регулятивных универсальных учебных действий: осознание цели работы, умение спланировать, выполнить и проверить свою работу, дать ей оценку. Эта работа начинается с ознакомления учащихся с понятием «учебная задача». Работа начинается в первую очередь на уроках математики, т.к. именно с этим учебным предметом связывают учащиеся решение задач. Дети под руководством учителя выясняют, что задача – это такое задание, в котором по данному условию нужно ответить на вопрос. А, следовательно, любое математическое задание можно назвать задачей. Так же школьникам даётся понятие об учебной задаче, наглядно показывается ее отличие от конкретно-практической. Выясняется, что в учебнике нет учебных задач, следовательно, выделять ее придется самим ученикам. При формировании умения выделять учебную задачу учитель сначала сам формулировал ее на уроке. Так перед выполнением упражнения по русскому языку учитель показывал образец постановки учебной задачи, которая формулировалась таким образом: «Выполняя данное задание, мы будем учиться писать слова с безударными гласными». Затем, в процессе работы учитель с помощью специальных заданий, проблемных ситуаций и вопросов подводил учащихся к самостоятельному формулированию учебной задачи. Так, например, на уроке по теме «Сложение однозначных чисел», в начале урока учитель предложил детям самостоятельно выполнить вычисления: 6+4 4+3 10+3 6+7 9+1 1+4 10+4 9+5 8+2 2+2 10+2 8+4 Большая часть детей быстро справилась с решением примеров первых трех столбиков, а решение четвертого вызвало недоумение. («Мы такие примеры не решали»). Так возникла учебная задача: найти способ решения таких примеров. В чем же отличие таких выражений от предыдущих легко выясняется, т.к. первые 3 столбика составлены с ориентировкой на 4 столбик, то есть дети видят, что будут учиться складывать однозначные числа, а в результате получается двузначное число больше 10. Так учащиеся подводятся и к формулировке учебной задачи. Таким образом, постепенно усложнялись задания и за счет сокращения доли участия, и за счет предметного содержания, а так же осуществлялся переход от репродуктивных заданий к творческим. Если сначала при формировании данного умения использовались такие приемы, где учащимся предлагались готовые формулировки ответов, то постепенно происходил переход и к самостоятельному формулированию задачи. Например: - Сравните, кто из учеников правильно выделил учебную задачу на уроке: «На уроке чтения дети составляли план рассказа и пересказывали по плану. В конце урока учитель спросил учеников: «Чему вы учились на уроке?» Ваня ответил: «Читать рассказ». Ира сказала: «Отвечать на вопросы». Света ответила: «Составлять план и пересказывать». - Кто из учеников правильно определил учебную задачу на уроке? Далее на данном этапе осуществлялась коллективная постановка цели каждой работы. Причем, обращалось внимание на это как перед непосредственным выполнением задания, так и после него. Позднее дети проявляли большую долю самостоятельности, отвечая на вопрос: «Чему вы будете учиться, выполняя это задание?» Так же в конце урока учитель спрашивал: «Удалось ли решить учебную задачу?», «Чему мы учились на уроке?» На этом же этапе, наряду с умением выделять учебную задачу, учитель акцентировал внимание школьников и на усвоении способа действий, той системы операций, с помощью которой достигается определенная цель. Например, выполняя упражнение по русскому языку, определили цель предстоящей работы: «Выполняя данное упражнение, мы будем учиться писать текст по памяти». Для этого нужно выполнить следующие действия: 1) Прочитать текст. 2) Спросить у учителя смысл непонятных слов. 3) Выучить текст наизусть и т д. Таким образом, школьники обучаются не только определению цели деятельности, но и, что очень важно, средств её достижения. Естественно, что операции, из которых складывается способ действий, сначала выводит учитель, опираясь на те или иные правила, изучаемые на различном предметном содержании. То есть сначала работа ведётся по готовому плану: предложенный учителем алгоритм, памятка, правило в учебнике. Однако ориентация школьников на планирование способа действий сопровождается не только простым воспроизведением и заучиванием формулировок, но и пониманием смысла производимых действий, их последовательности. Поэтому после выполнения соответствующих заданий ученикам предлагаются следующие вопросы: - Чему ты учился, выполняя данное задание? Как ты действовал? - Зачем ты выполнял задание? - Где может пригодиться умение выполнять такие задания? - Какие этапы работы были самыми трудными? Далее для формирования умения планировать свою работу учащимся предлагается самим составить и осуществить систему действий при выполнении любого задания. Здесь практикуются следующие вопросы и задания: - Определи самостоятельно, зачем ты выполнял это задание? - Укажи цель своей работы после его выполнения. - Сформулируй, какие действия ты должен совершить, чтобы проконтролировать свою работу самому? - Почему нужно планировать свою работу, а не действовать вслепую? - Составьте алгоритм, схему, работая в паре или группе. - Какую отметку за выполнение данного задания ты бы поставил себе и почему? Здесь же показывается школьникам и необходимость действия контроля, причем не только итогового, после выполнения задания, но и текущего, то есть контроль не только результата решения, но и самого процесса. На данном этапе контроль осуществляется, в основном, с помощью учителя, но применяются и приемы самопроверки и взаимопроверки. Так же на этом этапе ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию: Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Начиная со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило) к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт: 5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки: 6 шаг. Каков был уровень задачи-задания - Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания? (Необходимый уровень) - В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания)? (Программный уровень) - Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали? (Максимальный уровень) 7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить. Таким образом, в рамках второго этапа на базе знакомства с о структурой регулятивных УУД уточняются, расширяются и конкретизируются представления учащихся о самостоятельности в учебной деятельности. III ЭТАП. Целью третьего этапа является сознательное овладение структурой регулятивных универсальных учебных действий. Для этого учащиеся вновь обращаются к решению конкретных задач, но уже на новом, теоретическом уровне обобщения. Так в процессе анализа решения задач вместе с учащимися составляется памятка: 1. Прочитай задачу. Попытайся выделить известное и неизвестное. 2. Подумай, чему ты будешь учиться, выполняя это задание. 3. Вспомни правила, которые помогут решить задачу. 4. Составь план решения. 5. Реши задачу. 6. Проверь решение. 7. Определи, чему ты учился, выполняя это задание. 8. Оцени свою работу. При этом работа направляется на осознание и запоминание данной последовательности действий, роль учителя при этом постепенно уменьшается. Таким образом, школьники осознают, что любую задачу на любом учебном предмете можно решить с помощью данной памятки. По мере усвоения каждым учеником данной структуры увеличивается и доля самостоятельности школьников при выполнении любого задания, когда дети сами определяют учебную задачу урока, предлагают и осуществляют систему по её решению при обязательном действии контроля и оценки. В итоге при выполнении учащимися учебных заданий, проводится специальная работа по овладению школьниками целостной структурой овладения регулятивными универсальными учебными действиями, за счет осознания последовательности структурных компонентов и увеличения доли самостоятельности учеников. Заключение. Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация новых ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у учащихся регулятивных универсальных учебных действий. Такая организация обучения характеризуется следующими особенностями: ? Учебный материал, с которым работает ученик, должен входить в содержание цели его действия. Благодаря этому ученик сознательно ориентируется в предмете своей деятельности, постоянно регулирует её походу решения задач. ? Далее ученику необходимо наметить ход выполнения действий, для чего значимым является умение планировать свою работу. ? Затем ученик выполняет самостоятельные действия, которые формируются путем превращения сознательных учебных действий в актуально сознаваемые действия. При этом необходим постоянный самоконтроль, как по ходу выполнения самих действий, так и по достижении определенного результата, оценка и самооценка своей работы. 3. УМК «Планета знаний» предоставляет большие возможности для формирования регулятивных учебных действий. Важную роль в их формировании играет общая структура всех учебников комплекта. 1). Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед школьниками. Работа с маршрутами позволяет сформулировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, проводить рефлексию и постановку задач. 2). Формированию регулятивных универсальных учебных действий служат и система заданий: (инвариантная и вариативная части Учебный материал урока делится на инвариантную и вариативную части. Разная окраска полей страниц учебника показывает соотношение этих частей для каждого урока. Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания и содержит в себе необходимый учебный материал. Выполнение всех заданий в инвариантной части свидетельствует о том, что учеником достигнута ближайшая цель – освоен обязательный минимум содержания. Вариативная часть включает дополнительный материал. Выполнение заданий в вариативной части показывает, что ученик достиг максимального уровня освоения материала Задания на «информационный поиск» требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной литературе и словарям. «Дифференцированные задания» предоставляют учащимся возможность выбрать в более узком пространстве (из 1-3) задания, адекватные уровню своей подготовленности Задания «интеллектуальный марафон» ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации «Творческие задания» направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей. 3). Для формирования умений самоконтроля и самооценки в УМК «Планета знаний» разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Данные листы позволяют учащимся самостоятельно определить уровень усвоения ими той или иной предметной темы и найти необходимые задания, позволяющие устранить выявленные пробелы в знаниях. 4). В учебниках предложено много направлений для проектной деятельности по темам, близким к учебным. В ходе проектной деятельности формируются умения ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения. Обучение этим навыкам опирается на разработанные в рабочих тетрадях листы «Работа над проектами», предназначенные для самостоятельного заполнения учащимися. Формированию регулятивных универсальных учебных действий служат и система заданий. Уже при обучении по «Букварю» даются задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (Найди и исправь ошибку). В учебниках математики с 1 класса даются задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата вычислений; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений, планированию решения задачи и прогнозировать результат, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности (наблюдение над свойствами чисел, операций арифметических действий, зависимостей между величинами). 4. Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на разных этапах обучения по УМК «Планета Знаний» 1 класс 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 2 класс 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Корректировать выполнение задания. 8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. 3 класс 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. 4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. 8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. 10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий 4 класс 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. 2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. 4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. 5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. 6. Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. 7. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради. 8. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. 9. Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.

«Субъективная позиция школьника. Формирование регулятивных УУД: Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников»

В 2011 году мы начали работать по ФГОС, который устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования включают в себя УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Учебная деятельность имеет свою структуру, которая состоит из взаимосвязанных компонентов:

1) Учебная задача - это то, что ученик должен был освоить.

2) Учебное действие - это изменения учебного материала, которые необходимы для усвоения, это то, что ученик должен сделать, чтобы усвоить материал.

3) Действие контроля - это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4) Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет.

Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают способности к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения.

Самоконтроль это умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов.

Самооценка- способность человека оценивать самого себя: свои качества, возможности, способности, особенности своей деятельности.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.

Функции самооценки

Обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.

Стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

Аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

    что нужно оценивать,

    как оценивать,

    зачем оценивать,

    какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание в большей мере связано с характеристикой выполнения задания, чем с отметкой. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах . Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения . Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона(образца), т. е. того, что должно быть в идеале.

Виды самоконтроля

1.Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не знания» через прогностическую оценку.

2.Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.

3.Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания)

Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.

Над чем работали?

Что надо было сделать?

Как мы решали эту задачу?

Приобретенные умения и навыки самооценки совершенствуются в ходе взаимоконтроля при различных видах деятельности.

Контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2. Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

3. Эталон известен учащимся заранее.

На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа:

Что будем оценивать?

Как будем оценивать?

Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?

Кто смог себя оценить?

Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика, из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.

«Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Вани был правильным: он верно дал определение прилагательного, сказал, как оно изменяется, правильно назвал окончания в единственном и множественном числе. Ответ был неполным: Иван не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не приводил свои примеры».

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.

Критерии оценки ответа на тему:

1.Правильность ответа.

2.Полнота ответа.

3.Наличие примеров.

Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.

1.Правильность выполнения каждого действия

2.Соблюдение нужного порядка действий

Например, критерии оценки для задания «Подобрать как можно больше однокоренных слов к слову лес»

    Доказательство правильности подбора каждого из слов: объяснение его с помощью слова лес

    Количество подобранных слов.

Таким образом, для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.

Инструментом оценивания стали шкалы , которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:
*оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью шкалы;
*соотносить свою оценку с оценкой учителя;
*договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
*обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Наряду с оценочной шкалой используется также трехцветный индикатор , для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:

Красный – я не знаю, прошу помощи,

Синий – сомневаюсь, не уверен,

Зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

Ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

 - ученик знает материал, но не применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

Ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

Ученик не знает материал и не справляется с заданием.

Во втором классе у детей появляются оценочные листы, «Спидометр успехов», «У меня есть такой ПЛЮС» (Портфолио «Что я знаю и умею»), в которой ребенок фиксирует свои знания и умения.

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности.

Например:

Не скупиться на похвалу

Хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать:«Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

-«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

-«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственнойсамооценки.

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.

Таким образом, ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать.

Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе

Умение слушать

1. Смотреть на говорящего.

2.Сидеть спокойно.

3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.

4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).

1.Все слова должны быть понятны.

3.Должно быть все слышно.

4.Плавность чтения.

5. Хорошо знать стихотворение наизусть.

6. Передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)

Критерии устного ответа

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?

5. Были ли ошибки по существу изложения?

В 3 классе встал вопрос: По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?

Критерии оценки работы в группе

    Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)

    Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)

    Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)

    Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение)

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»

Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности

учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.

Педагогический совет. Тема: «Субъективная позиция школьника»

Доклад: «Формирование регулятивных УУД: Развитие навыков самооценки и самоконтроля у младших школьников».

Выступление на тему:

Свою деятельность».

Подготовила:

учитель начальных классов

Залыгаева Ольга Михайловна

Петровск

2014 г.

Самоконтроль у школьника

Самооценка у школьника


1) Цветная оценка. 2) Лист самоконтроля. 3) Зашифрованный рисунок

б) елочку из треугольников:

г) композицию:



2. Игра "Лесенка".

3. Игра "Число-контролер".

Корректировать памятки;

Например:

В 4 классе творческая работа.

Составление схемы-коллажа;

Заключение

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

Выступление на тему:

«Способы формирования у обучающихся

умения самостоятельно контролировать и оценивать

Свою деятельность».

Подготовила:

учитель начальных классов

Залыгаева Ольга Михайловна

Петровск

2014 г.

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников . Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

Самоконтроль у школьника - это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.

Самооценка у школьника - это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.

Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:


1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок . На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:


в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:


д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются.
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

3. Игра "Число-контролер".
Ученики получают карточки с примерами:


Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Во 2 – 3 классах ученикам предлагается:

Сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;

Корректировать памятки;

Выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

Осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

Составлении проверочных заданий для самоконтроля.

Например:

  • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
  • карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
  • математические диктанты с использованием копирок.

В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

При поведении творческих самостоятельных работ я использую:

Мозговая атака; методика “Бортовой журнал” ;

Составление схемы-коллажа;

Самоконтроль по собственной инициативе.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Заключение

Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе .

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.

Данные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.


Яковлева Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мензелинск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших школьников в условиях реализации ФГОС".
Дата публикации: 02.10.2017
Раздел: начальное образование

Статья по теме:

«Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших

школьников в условиях реализации ФГОС».

Яковлева Надежда Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»» г.

Мензелинска РТ

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в

обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать,

современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний,

увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В

Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности учащихся

останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет

статус субъекта образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и

навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно

ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать

свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен

стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели

становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных

действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными

учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения

новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта

возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие

мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных

предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий

обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению

новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные

учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех

уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными

жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,

исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в

нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной

деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих

действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и

структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,

слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную

деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь

договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку

друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных

учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Как может быть выражено универсальное учебное действие?

На уроках математики универсальным учебным действием может служить

познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия),

определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью

ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую

логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики

решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели,

устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом

учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием

служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности

сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и

согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия

контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются

тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические,

пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой

учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие

алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и

результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи

успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание

учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить

выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия

с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному

выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний

алгоритм способов проверки.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности

универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и

качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения

знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в

том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий

обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей

учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной

деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся

универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся

научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на

других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные

учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают

алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность

любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения

ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего

нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют,

как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные

конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как

можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или

недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -

пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для

поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной

деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель

обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным

материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и

внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит

детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения

возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора,

отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить

нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как

распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно

включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между

учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся

формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается

возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных заданий.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых

проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-

познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части

учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне

общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте

случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые

универсальные учебные действия уже в начально

  • Чердынцева Евгения Валерьевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Омский государственный педагогический университет
  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
  • УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

В статье раскрываются научные подходы к формированию умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. Дается характеристика основных методов, систематическое применение которых на уроках будет способствовать поэтапному формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе.

  • Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности
  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения
  • Воспитание ценностного отношения к малой родине у младших школьников в детском объединении
  • Развитие логических учебных действий у младших школьников в процессе обучения
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Для успешной социализации в современном постиндустриальном, высоко динамичном обществе необходимо формирование у молодого поколения умения четко распределять многообразие видов деятельности для выполнения их в течение ограниченного времени, конструировать различные варианты выполнения деятельности и осуществлять выбор оптимального. При этом успешное выполнение личностью деятельности обеспечит высокий уровень развития у неё умения планирования.

Целенаправленное формирование умения у младших школьников планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, развитие умения планирования у обучающихся является необходимым для достижения ими высоких образовательных результатов в учебной деятельности, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления.

Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, В.Х. Магкаева. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Формирование умения планирования у младших школьников осуществляется поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль .

В.В. Давыдов рассматривает планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Он отмечает, что успешность осуществления деятельности планирования младшим школьником зависит от количества предусмотренных им пошаговых действий и тщательного сопоставления их между собой Автор указывает, что формирование планирования у младших школьников связано с развитием теоретического мышления.

П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что основу умения планирования составляет развитие у обучающегося внутреннего плана действий. Данные исследователи выделяют пять этапов развития внутреннего плана действий у младших школьников. На первом этапе планирование носит внешней характер: дети при помощи педагога озвучивают последовательность своих действий. На втором этапе при составлении плана младшие школьники опираются на поставленную цель и конечный результат, в процессе выполнения действий по реализации плана у них проявляются ошибки и несовпадение с необходимым результатом. На третьем этапе у младших школьников проявляется способность к мысленному формированию плана действий, к представлению промежуточных результатов. Обучающиеся выполняют действие во внутреннем плане, а затем реализовывают его в практической деятельности, регулируют свою деятельность в соответствии с планом. На четвертом этапе при построении плана решения младшие школьники преобразуют практическую задачу в теоретическую. Оценка результата осуществляется на основе рефлексии и логики достижения цели. На пятом этапе у обучающихся проявляется самостоятельность в процессе формирования внутреннего плана действий. Действия во внутреннем и внешнем плане согласованы, последовательны, логичны. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи.

В.Х. Магкаев считает, что умение планирования у младших школьников проявляется в способности выстраивать последовательность мысленных действий и реализовать эти действия в практической деятельности. Основу планирования составляют предвидение и преднамеренность. В.X. Магкаевым выявлены четыре типа реализации планирующей функции мышления у младших школьников: манипулятивный тип (отсутствие планирования), пошаговый (определение способа действия на основе анализа выполнения предыдущего действия), ближайшее планирование (представление во внутреннем плане частичного решения задачи), рациональное планирование (выбор во внутреннем плане наиболее оптимального способа решения задачи из нескольких вариантов).

В работах О.В. Якубенко отмечается, что на формирование умения планирования учебной деятельности у младших школьников оказывает влияние организация сотрудничества обучающихся на уроках. В связи с этим педагогу необходимо создавать оптимальные условия для развития гуманистических межличностных отношений детей, активно применять на уроке технологии группового и коллективного способов обучения. При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения.

В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения.

Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.

Формированию умения планирования у обучающихся учебной деятельности способствует также применение педагогом метода анализа деформированного плана решения учебной задачи, в основе которого - обсуждение учителем с младшими школьниками имеющего плана с целью выявления типичных ошибок и нерациональных действий и последующей коррекции.

В процессе формирования умения планирования у детей в начальной школе эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия.

После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности.

Таким образом, формирование умения планирования у младших школьников необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.

Список литературы

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 257 с.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с.
  3. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014. - № 5. - С.17-25.
  4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  5. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
  7. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  8. Якубенко О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 292-294.
  9. Якубенко О.В.. 2016. – Т. 2. – № 55. – С. 371-374.
  10. Якубенко О.В. Технологии развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности// сайт. 2016. – Т. 4. – № 56. – С. 365-368.