Совместная педагогическая практика отчет. Отчет о прохождении педагогической практики

Российский Университет Дружбы Народов

Юридический факультет

Кафедра судебной власти, правоохранительной

и правозащитной деятельности

ОТЧЕТ

о прохождении педагогической практики

Выполнила: студентка

5 курса группы МЮ-511

Рустамова Эллада Роман Кызы

Руководитель практики от кафедры:

Мустафаева Марьям Мустафаевна

Оценка _________________

Подпись________________

ОТЧЕТ

о прохождении педагогической практики

Педагогическая практика студента является составной частью учебного плана и одним из важнейших условий по подготовке высококлассных специалистов. Прохождение практики позволяет полнее раскрыть свой творческий потенциал, осуществить осознанный выбор деятельности в одной из сфер практической психологии, реально представить себе личные и деловые качества, необходимые для преподавания в реальных условиях.

С целью более качественного осуществления педагогической деятельности, было принято решение вузовские занятия проводить в паре. Время проведения одного занятия на одного человека составляет 45 минут.

Ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебно-воспитательных учреждений;

Выполнение учебно-практических и научно-исследовательских заданий;

Проведение серии уроков по предмету правоведение;

Ведение учебной документации.

Цели педагогической практики:

Развитие педагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля, формировали исследовательского подхода к работе;

Подготовка к целостному выполнению функций учителя предметника, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися;

Отработка педагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативных и конструктивных умений.

Во время прохождения практики мною была проведена следующая работа: разработаны и проведены семинарские занятия по предмету Правоведение в группах МЛ-122 и МЛ-124.

Во время практики я обсуждала с руководителем практики темы лекций, составляла план предстоящего занятия. Встречалась с руководителем практики для обсуждения проведенных занятий, подведения итогов педагогической практики. А также наблюдала за работой преподавателя Мустафаевой М.М. с целью выявления основных методических приемов организации обучения.

Мустафаева М.М ознакомила меня с методикой написания научных статей, и дала Практические рекомендации по написанию научных статей.

Для себя я поняла, что следует четко составлять план работы на предстоящее занятие, рационально распределять время, использовать приемы смены видов деятельности во время занятия, чтобы удерживать внимание учащихся, снижать их утомляемость, общаться с аудиторией.

Было трудно переложить теоретический материал на практику, на конкретную группу.

Отношения с учащимися сложились доброжелательные, студенты охотно шли на общение, обсуждение конкретных вопросов.

Отношения с преподавателем, руководителем практики Мустафаевой Марьям Мустафаевной, также сложились доброжелательные.

За время практики я научилась общаться со студентами на уровне преподаватель-студент, удерживать внимание аудитории, рационально распределять предлагаемый материал по времени занятия. А также научилась составлять характеристику группы, студента.

Дневник практики

Встреча с руководителем практики Гуровой О.С., ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебного учреждения, знакомство с группой, составление плана работы в соответствии с расписанием группы.

Обсуждение с руководителем практики тем предстоящих семинаров, составление плана. Поиск материалов для составления плана семинара.

Посещение занятий с целью наблюдения за поведением группы. А также наблюдение за работой преподавателя Гуровой О.С. с целью выявления основных методических приемов организации обучения.

Проведение лекции на тему «Развитие малой группы»

Проведение лекции на тему «Социально-психологические характеристики малой группы»

Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции, положительных и отрицательных моментов в работе.

Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. Подготовка к лекции, составление конспекта лекции.

Проведение лекции на тему «Трудовой коллектив как малая группа». После занятия - встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции. Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. А также обсуждение темы, плана работы практического занятия.

Проведение лекции на тему «Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности»

Проведение практического занятия на тему «Развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп»

Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенных занятий, подведение итогов педагогической практики.

Составление отчетной документации по пройденной педагогической практике.

Характеристика

Рустамова Эллада Роман Кызы, студентка 5 курса группы МЮ-511 юридического факультета проходила педагогическую практику в Российском Университете Дружбы Народов в период с 07.02.2013 г. по 25.03.2013 г. За это время ею проведена активная работа по подготовке, организации и проведению занятий со студентами медицинского факультета группы МЛ-122 и МЛ-124. Цели и задачи практики выполнены полностью.

На основании анализа проведенных занятий можно утверждать, что Рустамова Эллада обладает достаточно высоким уровнем готовности в сфере коммуникаций с учебной аудиторией. Проведенные самостоятельно занятия показали также высокий уровень теоретической подготовки по рассмотренным на занятиях темам. Информация на занятиях подавалась в весьма доступной форме для студентов, активно применялся метод обратной связи с аудиторией. Учебная нагрузка и время на занятиях были распределены рационально.

Следует отметить энергичность, заинтересованность, высокую трудоспособность, точность, целеустремленность практиканта.

Работа заслуживает оценки _________________

Руководитель практики Мустафаева

Марьям Мустафаевна

Отчет о педагогической практике

В период с 17 февраля по 16 марта 2014 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Дальнинская СОШ».

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики присутствуют 5 компьютеров и 1 ноутбук, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

Закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

Получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

Развитие собственных педагогических способностей;

Овладение современными технологиями обучения и воспитания;

Освоение методик преподавания информатики используемых в учебном процессе;

Научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся;

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОТЧЕТ

о педагогической практике

Белгород 2014

Дневник практики

Подпись психолога

Знакомство с образовательным учреждением, его историей, структурой, изучение системы работы и учебного плана. Знакомство с педагогическим коллективом и руководящим составом школы, составление индивидуального плана работы по реализации задач педагогической практики. Поиск и анализ литературы, необходимой для успешной реализации заданий.

Ознакомление с организацией деятельности педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы и их непосредственным осуществлением в практической психолого-педагогической работе, с документацией психолога данного учреждения;

Ознакомление с планом работы педагога-психолога. Анализ плана. Составление индивидуального плана работы на время прохождения педагогической практики.

Разработка программы, направленной на снижение уровня школьной тревожности у девятиклассников (диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, психолого-просветительский компонент).

Выбор учебного класса для изучения уровня предэкзаменационной тревожности девятиклассников, знакомство с классом, подготовительная работа.

Диагностическая работа по выявлению уровня тревожности у девятиклассников.

Обработка результатов и разработка коррекционной программы по полученным результатам.

Осуществление коррекционно-развивающего компонента программы, направленного на снижение уровня тревожности в учащихся.

Повторная диагностика с целью оценки эффективности проведенных коррекционно-развивающих мероприятий.

Выступление на педсовете по теме «Снижение тревожности у девятиклассников при подготовке к ГИА».

Выступление на родительском собрании по теме «Подготовка к ГИА - задача не только школы, но и семьи».

Анализ результатов педагогической практики, подведение итогов, подготовка отчетной документации.

Введение

Практика в школе является одним из этапов профессиональной подготовки педагогов-психологов. Этот вид практики позволяет студентам непосредственно включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога-психолога, непосредственно познакомится с их спецификой. Практика дает возможность проверить степень своей готовности к самостоятельной психолого-педагогической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

Цели и задачи практики в школе.

Цель практики - формирование готовности кпрактической психолого-педагогической деятельности, к целостному выполнению функций будущего педагога-психолога, ознакомление студентов с основными направлениями деятельности педагога-психолога в школе.

Достижение цели осуществляется в ходе решения важнейших задач:

- ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы;

- ознакомление студентов со спецификой содержания и организации учебно-воспитательного процесса в школе;

- формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий.

Место прохождения практики

МБОУ СОШ № 37 г.Белгород с 04.04.13 по 12.04.13

В течение практики в школе:

1) ознакомилась с организацией деятельности педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы и их непосредственным осуществлением в практической психолого-педагогической работе, с документацией психолога данного учреждения, проанализировалавала план работы педагога-психолога;

2) ознакомилась с системой учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, проанализировала разделы учебно-воспитательной работы применительно к возрастным особенностям и задачам развития детей;

3) принимала непосредственное участие в осуществлении педагогом-психологом школы практической деятельности (диагностической, коррекционно-разивающей, консультативной, психолого-просветительской работа, и т. д.):

- помогала педагогу-психологу подготовить стимульный материал для психодиагностических исследований, обработать полученные данные;

- присутствовала на консультациях, проводимых педагогом-психологом;

- разрабатывала программу коррекционно-развивающей работы с детьми и реализовала ее в закрепленном классе;

- разрабатывала просветительскую беседу для учителей, родителей и выступала перед ними;

- разрабатывала просветительскую беседу для детей по плану воспитательной работы учителя в закрепленном классе и выступала перед ними;

4) проводила изучение личности ребенка (индивидуально-психологических особенностей, познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы и т. д.) с написанием психологического заключения об особенностях развития;

5) проводила изучение межличностных отношений в закрепленном классе при помощи социометрии;

6) посетила уроки в закрепленном классе и участвовала в их психолого-педагогическом анализе.

План работы педагога-психолога МБОУ «СОШ № 37» г. Белгорода на 2012 - 2013 учебный год

Цель работы: осуществление психологического сопровождения и психологической поддержки для формирования личности учащегося с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей, содействие его саморазвитию и самоопределению, содействие повышению психологической культуры преподавателей и родителей через знание и применение психологических аспектов построения учебного процесса и взаимоотношений с обучающимися.

содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, содействие формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;

оказание своевременной помощи по различным вопросам, в том числе по вопросам успеваемости, ликвидации трудностей в процессе обучения, отклоняющегося поведения;

осуществление психопрофилактических, диагностических и коррекционных мероприятий с детьми, имеющими различные затруднения

формирование психологической готовности старших школьников к осознанному выбору и принятию решений при выборе профессии и образовательного маршрута;

оказание своевременной психологической помощи участникам образовательного процесса по различным вопросам, в том числе по вопросам успеваемости, ликвидации трудностей в процессе обучения, отклоняющегося поведения, межличностных отношений; создание благоприятного психологического климата для осуществления учебно-воспитательного процесса

Приоритетные направления работы: оказание психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в социальной адаптации, психого-педагогическое сопровождение обучающихся в период подготовки к экзаменам, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов на начальной ступени.

Виды (направления) деятельности: ПСИХОДИАГНОСТИКА

№ п/п

Форма проведения/

Цель исследования

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Обучающиеся 1-4 классов

Диагностика уровня адаптации обучающихся 1-х классов к школьному обучению.

Октябрь-ноябрь

В течение года

Углубленная психодиагностика дезадаптивных учащихся 1-х классов

Итоговая диагностика уровня адаптации обучающихся 1-х классов к школьному обучению.

Апрель-май

Диагностика уровня мотивации учения обучающихся 2-х классов

Сентябрь-октябрь

Диагностика уровня мотивации учения, общеучебных и интеллектуальных умений обучающихся 2-х классов

Мониторинг универсальных учебных действий обучающихся 1-х классов

Диагностика уровня мотивации учения обучающихся 3-х классов

Сентябрь-октябрь

Диагностика уровня мотивации учения, общеучебных и интеллектуальных умений обучающихся 3-х классов

Март-апрель

Диагностика готовности обучающихся 4-х классов к обучению в среднем звене школы

Апрель-май

Обучающиеся 5-9 классов

Диагностика уровня адаптации обучающихся 5-х классов к школьному обучению.

Октябрь-ноябрь

Углубленная психодиагностика дезадаптивных учащихся 5-х классов

Итоговая диагностика уровня адаптации обучающихся 5-х классов к школьному обучению.

Апрель-май

Диагностика уровня мотивации учения, интеллектуального развития учащихся

6-х классов и психологического климата в коллективах

Диагностика уровня мотивации учения и первичных профессиональных предпочтений учащихся7-х классов

Изучение первичных профессиональных предпочтений и мотивации учения учащихся 8-х классов

сентябрь

Изучение сформированности профессионально-жизненных перспектив и мотивации учения учащихся 9-х классов

Мониторинг уровня тревожности у обучающихся5-9 классов

В течение года

Обучающиеся 10-11 классов

Диагностика адаптации учащихся 10-х классов

Сентябрь- октябрь

Диагностика сформированности профессионально-жизненных перспектив и мотивации учения учащихся 11-х классов

Мониторинг уровня тревожности у обучающихся9-11 классов

В течение года

Обучающиеся «группы риска»

В течение года

Диагностика профессиональных предпочтений.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Диагностика интеллектуального и личностного развития.

В течение года

Диагностика профессиональных предпочтений

Одаренные дети

Диагностика интеллектуального и личностного развития, изучение уровня тревожности

В течение года

Учителя начальных классов

Диагностика знаний возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, психологических требований к уроку

сентябрь

Мониторинг профессиональных затруднений

Сентябрь, май

Октябрь-ноябрь

Экспертные оценки готовности учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене школы

Экспертная оценка учителем УУД обучающихся 1-х классов

В течение года

Экспертная оценка учителем УУД обучающихся 2-х классов

В течение года

Учителя-предметники

Октябрь-ноябрь

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

Экспертные оценки адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению

Экспертные оценки адаптации учащихся 5-х классов к школьному обучению

Экспертные оценки адаптации учащихся 10-х классов к школьному обучению

Экспертные оценки адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению

Экспертные оценки адаптации учащихся 5-х классов к школьному обучению

Экспертные оценки адаптации учащихся 10-х классов к школьному обучению

Родители обучающихся «группы риска»

В течение года

Родители обучающихся с ОВЗ

Диагностика стиля семейного воспитания

В течение года

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

№ п/п

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Обучающиеся 1-4 классов

Адаптационные коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-х классов

Сентябрь- октябрь

Коррекционно-развивающие занятия с дезадаптивными учащимися 1-х классов

Ноябрь-декабрь

Обучающиеся 5-9 классов

Развивающие занятия с учащимися 5-х классов

Сентябрь

Коррекционно-развивающие занятия с дезадаптивными учащимися 5-х классов

Развивающие занятия с учащимися 9-х классов по подготовке к ГИА

Февраль-апрель

Обучающиеся 10-11 классов

Развивающие занятия с учащимися 11-х классов по подготовке к ЕГЭ

Февраль-апрель

Обучающиеся «группы риска»

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися группы риска и детей с проблемами в здоровье

2,3 четверть

Виды (направления) деятельности ПРОСВЕЩЕНИЕ

№ п/п

Форма проведения/ Цель деятельности

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Примечание

Обучающиеся 5-9 классов

Повышение психологической культуры обучающихся

В течение года

Беседы по профилактике проявления экстремизма в среде школьников 5-9 классов

В течение года

В течение года

В течение года

Обучающиеся 10-11 классов

Беседы по профилактике проявления экстремизма в среде школьников 10-11 клас- сов

В течение года

Беседы по профилактике конфликтных ситуаций и путей выхода из конфликтных ситуаций

В течение года

Беседы, развивающие занятия по путям выхода из конфликтных ситуаций

В течение года

Размещение на стенде информации о детском телефоне доверия, памяток

В течение года

Учителя начальных классов

Постоянно действующий семинар повышения психологической культуры педагогов начальной школы при введении ФГСОС

В течение года

Учителя-предметники

Повышение психологической культуры педагогов

В течение года, по запросу

Классные руководители

Психологические особенности подростка и старшего школьника

Родители будущих первоклассников

Психолого-педагогические особенности готовности детей к обучению в школе

Родители обучающихся начальных классов

Выступления на родительских собраниях по различной тематике

По плану школы

Родители обучающихся среднего звена

Условия успешной адаптации детей в среднем звене школы

По плану школы

Родители обучающихся старшего звена

Психологическая подготовка к экзаменам

По плану школы

Виды (направления) деятельности КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Обучающиеся 5-9 классов

В течение года

В течение года

Консультирование по запросу

В течение года

Обучающиеся 10-11 классов

Консультирование по результатам диагностики

В течение года

Консультирование учащихся в рамках профориентационной работы

В течение года

Консультирование учащихся по вопросам психологической подготовки и сдачи экзаменов

В течение года

Консультирование по запросу

В течение года

Учителя начальных классов

Индивидуальные консультации, направленные на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников

Октябрь-ноябрь

Консультирование педагогов по результатам диагностики

В течение года

Консультирование по запросу

В течение года

Учителя-предметники

Работа по запросу

В течение года

Классные руководители

Работа по запросу

В течение года

Родители будущих первоклассников, обучающихся начальных классов, обучающихся среднего и старшего звена, детей с ОВЗ, одаренных детей

Работа по запросу

В течение года

Виды (направления) деятельности ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА

Участие в школьном ППК

Участие в заседаниях ГМПк (сопровождение учащихся)

Посещение уроков

работа в экспертных группах по аттестации педагогических работников

Виды (направления) деятельности ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ

Посещение заседаний ГМО

В течение года

Посещение библиотеки

В течение года

Консультации со специалистами

В течение года

Участие в творческой группе

В течение года

Посещение курсов

В течение года

Сотрудничество со смежными специалистами

В течение года

Работа в педагогических советах и совещаниях

В течение года

Оформление документации, кабинета, стендов

В течение года

Анализ плана работы педагога - психолога

В план работы педагога-психолога включены различные диагностики учащихся, охвачены все возрастные категории, в том числе одаренные дети и дети групп риска. Так же включена в план работа с родителями и учителями в виде индивидуальных консультаций, бесед, проведения семинаров. Ведется просветительская работа как среди учащихся. Так и среди родителей и учителей. Психолог принимает участие в экспертно-методической работе - посещение педсоветов, консультирование со специалистами, участие в творческих группах, посещение библиотек, курсов повышения квалификации.

Заключение по результатам исследования одаренности обучающихся 3-4 классов МБОУ СОШ № 37 в 2012-2013 уч. г.

Цель: исследование уровня одаренности школьников 3-4 классов;

Целевая группа: ученики 3-4 классов (всего 104 человека);

Диагностические методики: Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Результаты исследования

Проведем психологическое тестирование по ГИТ учащихся третьих и четвертых классов, обучающихся по разным образовательным программам. Результаты психологического тестирования детей по ГИТ в начальных классах следующие.

Таблица 1

Средние значения исследуемых классов по ГИТ

Общий итог

62,59 - низкий

74,88-норма

88,43-норма

80,91-норма

77,77-низкий

Среднее значение

6,274 - средний

4,306 - низкий

5,288 - низкий

20,912 - низкий

7,614 - низкий

11,786-низкий

20,742 - средний

76,916-низкий

Как видно по таблице №1, лишь по субтесту №1 и №6 средние значения исследуемых классов показывают средний уровень, по другим субтестам эти показатели низкие. При этом общий итог (его среднее значение) на класс в 3 а и 4 в на низком уровне (классы с обучением по традиционной форме), а в других классах в пределах нормы.

Таблица 2

Средние значения по ГИТ в основной и контрольной группах

Как видно по таблице №2, в основной группе по всем субтестам имеет выше средние значения, чем в контрольной группе. Проверим данные основной и контрольной группы на наличие достоверных различий между ними по t-критерию Стьюдента. критерий Стьюдента

Среднеарифметическое значение

Среднеквадратическое отклонение

Стандартная ошибка

Таблица 3.

Основная группа

Контрольная группа

Основная группа

Контрольная группа

Основная группа

Контрольная группа

Основная группа

Контрольная группа

Основная группа

Контрольная группа

Основная группа

Контрольная группа

По таблице находим t-табличное, которое равно 1,98. Таким образом, по всем классам основной и контрольной группах прослеживается наличие достоверных различий средних значений.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

У одаренных детей лучше сформировано умения анализировать текст.

Одаренные дети лучше овладевают программными знаниями по математике, способность к рассуждению проявляется лучше.

Для одаренных детей характерно высокое речевое развитие: высокий уровень понимания речи, сформированности письменной речи.

Одаренные дети отличаются по умению сравнивать понятия.

Для одаренных детей характерным является раннее развитие логического мышления.

Одаренные дети отличаются по уровню развития анализа отношений понятий.

Уровень развития произвольности деятельности у одаренных детей выше.

Одаренные дети обладают высоким уровнем сформированности мыслительных операций.

· Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

· Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

· Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

· Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

· На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

· Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

· Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

· Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

· Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

· Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

· Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

· Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

· Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

· Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

· Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

· Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

· Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Выступление на педагогическом совете педагога-психолога МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 37 г. Белгорода» на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»

Цель: развитие и просвещение педагогов через получение информации о психологических особенностях развития, характеристиках, проблемах одаренных детей для создания максимально благоприятных условий для

Интеллектуального и эмоционального развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

Целевая аудитория: педагоги школы

Важнейшим приоритетом развития любого общества становится интеллект, а важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности. Следовательно, теперь одаренные дети в любом обществе рассматриваются как национальное достояние и рассчитывают на особые социальные права.

Специалисты отмечают, что количество одаренных взрослых на несколько порядков ниже числа одаренных детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые без профессиональной педагогической и психологической поддержки вырастают в "потерянных" взрослых, а материальные издержки поколение за поколением несет государство. Одаренные дети в центре программы развития школы, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связаны именно с одаренными молодыми людьми

Степень одаренности

Гениальностьвысшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности

Талантвысокий уровень способностей личности и определенной деятельности, её одаренности, когда они достигают уровня черт характера.

Одаренность высокий уровень способностей личности и определенной деятельности, её одаренности, когда они достигают уровня черт характера.

Способность это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Задатки Теплов: врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей

Рубинштейн: характеризуют скорость, с которой у человека происходит обобщение

Сегодня одаренными детьми называют детей

с интеллектом выше среднего

с высоким уровнем творческих способностей

с успехами в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты)

с успехами в обучении (академическая одаренность)

с высокими лидерскими (руководящими) способностями

с яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада

Отличительные характеристики способных и одаренных детей

Способный

Одаренный

Знает ответы

Заинтересован

Внимателен

Высказывает дельные мысли

Много работает

Отвечает на вопросы

Занимает первую позицию

Слушает с интересом, учится легко

Необходимо повторить 6-8 раз для запоминания

Понимает идеи

Получает удовольствие от общения со сверстниками

Схватывает смысл

Выполняет задания

Аккуратно копирует

Получает удовольствие от школы

Впитывает информацию

Доволен собственным учением

Задает вопросы

Очень озадачен

Полностью отдается работе

Высказывает даже глупые

Бездельничает, но хорошо сдает экз.

Выясняет все детали

Находится вне группы соучеников

Необходимо повторить 1-2 раза для запоминания

Высказывает свое мнение, уже знает

Конструирует абстракции

Предпочитает общество взрослых

Делает выводы

Инициирует выполнение проектов

Создает новый дизайн

Получает удовольствие от обучения

Применяет информацию

Изобретатель

Очень самокритичен

Возможные проблемы одаренных детей

Особенности развития и личности одаренных детей

неравномерность развития: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сферы соответствуют возрасту, а иногда и запаздывают.

Психологические трудности одаренных детей

Причины проблем в сфере коммуникации:

противоречия, заложенные в нормах поведения, предписываемых культурой;

завышенные ожидания и требования родителей;

особенности личности самого одаренного ребенка

Испытывает скуку от обыкновенных занятий, проявляет нетерпение
в ожидании остальной группы

Сверстники воспринимают как рисовку (пускает пыль в глаза)

Воспринимается как упрямство, своенравие, отказ от сотрудничества

Недоволен, когда его прерывают, выглядит слишком серьезным

Остро реагирует на критику в свой адрес. Ощущает высокую потребность в успехе и признании

Использует юмор для критики в чужой адрес, нанося этим ущерб межличностным отношениям

Необыкновенная уязвимость

Нетерпимость и отсутствие понимания со стороны сверстников, ведущие к неприятию и возможной изоляции

Проявляется у одаренных взрослых, которые занимаются только умственной либо физической деятельностью, у одаренных детей, увлеченных интеллектуальными видами деятельности либо спортом.

Опасность отставания в физическом либо умственном развитии

Нежелание заниматься спортом, выбор тех видов деятельности, в которых они могут проявить себя

Требования и ожидания родителей

именно взрослые стимулируют формирование чрезмерной соревновательности

поэтому неудачи так непривычны для ребенка, он чувствует себя неудачником.

1.Учитывать индивидуальные способности и особенности поведения одарённого ребёнка.

2.Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

3.Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

4.На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся, ведь активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

5.Предлагать учащимся оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

6.Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию (на дополнительных занятиях)

7. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы, они очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью.

8.Уважайте и обсуждайте любую его идею. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

9.Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

10.Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

11.Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

12.Экспериментируйте на уроке. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит он думает, а если он думает, значит учитель достиг желаемого результата.

Программа коррекционно-развивающей работы «Уроки психологического развития младших щкольников»

Краткая характеристика развивающей программы «Уроки психологического развития»

Наш подход к разработке основных принципов и содержания развивающей программы обусловлен двумя обстоятельствами.

1. Применительно к развитию детской психики четко сформулировано положение состоящее в том, что естественный ход развития познавательной деятельности детей начинается с глобально-диффузного отражения действительности и постепенно переходит ко все более расчлененным и дифференцированным ее формам (Я.А. Ко-менский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И. Чуприкова, Н.Н. Поддьяков). Эффективное преодоление глобальности и недифференцированное™ детской психики рассматривается как фактор психического и, в частности, умственного развития детей. Способом же расчленения их чувственных впечатлений выступает всестороннее развитие процессов анализа, под которым мы понимаем выделение в объекте различных сторон, свойств, связей и отношений, и соответствующих им форм синтеза.

2. Изучая психологические причины трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, мы нашли, что около 70% трудностей по этим предметам обусловлено недостатками в развитии различных видов и форм процесса анализа и синтеза (Н.П. Локалова, 1997, 2001). Поскольку в усвоении знаний процессы анализа и синтеза играют ведущую роль (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, 1959, 2003), их целенаправленное развитие позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний.

Внутренняя логика нашей программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003). Целью развивающей работы является формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний. Это принципиально отличается от часто имеющего место при традиционном школьном обучении «интеллектуального натаскивания», при котором формируемые когнитивные умения имеют конкретный характер и могут поэтому применяться лишь в достаточно ограниченных условиях. Такой подход позволяет перейти от старой парадигмы школьного обучения - «усвоение ЗУН (знаний, умений и навыков)» к новой парадигме - «когнитивно-личностное развитие средствами ОЗУН (обобщенных знаний, умений и навыков)».

Складывающиеся в результате целенаправленного развития системы процессов анализа и синтеза на основе принципа системной дифференциации когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях. Приобретаемые на уроках психологического развития конкретные знания об интеллектуальных действиях, вариативные по форме и содержанию, но инвариантные по основным выделяемым анализом свойствам и отношениям объектов, должны привести по мере их отработки в течение ряда занятий к обобщению и закреплению в когнитивных структурах. Это обеспечивает возрастание их дифференцированности и усложнение организации, т.е. развитие. Так, с нашей точки зрения, проявляется цикличная самостимуляция (Н.Н. Поддьяков, 1997) как механизм саморазвития, потенциально содержащийся в когнитивных структурах.

Характеризуя данную программу, следует отметить ее существенное отличие от работ, выполненных в рамках когнитивного обучения. Последние придают значение развитию самих когнитивных процедур, при этом отстраняются от самого знания и становятся таким образом «бессодержательными»: предлагается учить учиться, по при обучении чему-нибудь, уча что-нибудь (Когнитивное обучение, 1997). С когнитивным обучением связан такой важный вопрос: могут ли спонтанно быть использованы когнитивные умения, формируемые в специально организованном процессе, в реальных ситуациях школьной практики по отношению к учебному материалу, отличающемуся от того, который послужил основой обучения? Сторонники когнитивного подхода отвечают на него отрицательно, во всяком случае ограничивая те условия, при которых этот перенос может быть осуществлен, тем самым делая весь процесс когнитив-ного обучения весьма мало полезным. В развивающей программе «Уроки психологического развития» одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью npHo6pefaioTca, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как «сплав» взаимосвязанных и одновременно протекающих разноуровневых процессов анализа и синтеза при усвоении содержательного знаниевого материала.

Именно поэтому когнитивные умения, сформированные на конкретном содержательном материале в рамках данной развивающей программы и представляющие собой по сути психологическую основу обучения, достаточно эффективно применяются учащимися по отношению к различному учебному материалу, обобщенным показателем чего является повышение среднего балла школьной успеваемости.

Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико - синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения.

Конспекты уроков психологического развития в 1 классе

Урок 1

Задачи урока:

· Развитие умения точно и правильно называть предметы.

· Развитие слуховых ощущений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, в...

Подобные документы

    Система внеклассной работы по иностранному языку в средней школе как часть общего учебно-воспитательного процесса. Когнитивный аспект обучения иностранного языка с помощью внеклассной работы. Особенности тематического вечера как формы внеклассной работы.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2014

    Раскрытие понятия и сущности экскурсии, выделение ее методических особенностей как формы учебно-воспитательной работы в школе. Разработка программы организации педагогической деятельности по воспитанию и обучению младших школьников средствами экскурсии.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе. Социально-педагогическая работа в школе. Профессиональный статус социального педагога в школе.Инструментария профессиональной

    курсовая работа , добавлен 31.05.2008

    Методика планирования воспитательной работы по физической культуры в школе. Планирование специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания. Планирование учебно-воспитательного процесса на учебные год, четверть и урок.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Опытно-экспериментальная работа по информатизации учебного процесса в начальной школе. План уроков во 2-м классе с использованием компьютерной поддержки.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2011

    Методы и формы ведения уроков в школе. Овладение методикой учебно-воспитательного процесса по праву. Проведение учебно-воспитательной работы с учётом возрастных особенностей школьников. Приемы владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Функции педагогической деятельности учителя начальных классов. Психолого-педагогическая практика в школе I ступени. Практика "Пробные уроки и занятия", "Организация обучения в 1 классе", "Первые дни ребенка в школе", "Методика работы в начальной школе".

    учебное пособие , добавлен 13.04.2015

    реферат , добавлен 21.01.2008

    Основные задачи уроков литературного чтения в начальной школе. Особенности восприятия произведения младшими школьниками. Виды наглядности и их роль в восприятии произведения. Моделирование уроков по литературному чтению и апробирование их во 2 классе.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

для студентов по специальности 44.03.05:

«Иностранный язык (французский) и иностранный язык (английский)

Брянск 2016

Введение

Педагогическая практика в школе является важным звеном в системе высшего педагогического образования. Во время прохождения практики студенты непосредственно соприкасаются с реальными условиями обучения и воспитания учащихся, что позволяет им не только наблюдать и анализировать различные стороны учебно-воспитательного процесса, но и учиться самим проводить уроки, внеклассные занятия, различные воспитательные мероприятия.

Непременным условием педагогической практики на IV и V курсах является проведение научного исследования в рамках педагогического эксперимента по плану курсовой или дипломной работы. При этом данное исследование должно быть направлено на совершенствование учебного процесса, методических умений и навыков студентов.

Педагогическая практика может проводиться в школах, а также в профессиональных училищах и колледжах.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с ГОС ВПО по организации и проведению педагогической практики студентов педагогических специальностей и на основе Положения о практике студентов Брянского государственного университета, а также с учетом многолетнего опыта организации и проведении этой практики на факультете иностранных языков Брянского государственного университета.

Перед началом педагогической практики проводится установочная конференция, на которой перед студентами ставятся общие задачи и решаются организационные вопросы. После окончания педпрактики проводится итоговая отчетная конференция. Обе конференции готовят и проводят групповые методисты под общим руководством факультетского руководителя педагогической практики.

Задачи педагогической практики

1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в рамках учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», «Теория и методика обучения французскому языку» и научить применять эти знания на практике в учебном процессе;

2. способствовать полноценному формированию профессиональной компетенции у будущих учителей французского языка на практике;

3. сформировать навыки наблюдения и анализа образовательной деятельности с учащимися;

4. опробовать на практике различные технологии и методы обучения и воспитания;

5. опираясь на знания психологии, педагогики и физиологии детей и подростков, проводить учебно-воспитательную работу с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

6. освоить навыки работы с учебниками, книгой для учителя, учебными программами и другими учебными пособиями по французскому языку;

7. научиться планировать учебную и внеклассную работу;

8. проводить различные типы уроков и формы внеклассной работы в соответствии с планом;

9. научиться работать со школьной документацией.

За время педагогической практики у студентов формируются следующие навыки и умения:

Изучать реальный педагогический процесс и отдельных учащихся;

Планировать учебную и воспитательную работу;

Определять конкретные воспитательные задачи по результатам диагностики, направленной на определение уровней готовности к обучению, сформированности знаний, умений, навыков учащихся, развитие личности и классного коллектива в целом;

Готовить и проводить уроки различных типов, разные формы внеклассных занятий;

Использовать разнообразные средства обучения;

Проводить индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;

Проводить работу по профориентации, экологической грамотности, правам ребенка, здоровому образу жизни и др.

Организация и проведение педагогической практики

Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Установочная конференция

На установочной конференции, которая проводится в первый день (или накануне) педпрактики, должны присутствовать все студенты-практиканты. Факультетский руководитель педпрактики определяет общие задачи педпрактики, методисты от кафедр дают рекомендации, знакомят с требованиями и особенностями педпрактики по своим направлениям, заведующий педпрактикой объявляет приказ по университету о сроках педпрактики, распределении студентов по школам, училищам и назначении групповых методистов-руководителей и методистов от кафедр. В назначенный и согласованный с руководством образовательного учреждения день групповые методисты-руководители представляют студентов по местам педпрактики.

Педагогическая практика

Педпрактика начинается со встречи с руководством образовательного учреждения, учителями французского языка, классными руководителями. На время прохождения практики каждый студент закрепляется за классом, в котором будет проводить уроки французского языка, осуществлять воспитательную работу и внеклассную работу по языку.

Первая неделя педагогической практики посвящается ознакомлению студентов со школой, классом и организацией учебно-воспитательной работы с учащимися. В этот период практиканты посещают уроки всех учителей в закрепленном классе, занятия по французскому языку в других классах, участвуют во всех мероприятиях, проводимых классным руководителем, знакомятся с различными видами внеклассной работы.

К концу первой недели практикант должен иметь четкое представление о каждом учащемся своего класса: о его успеваемости, дисциплине, отношении к учебе, к общественной работе; должен изучить особенности организации и проведения занятий по французскому языку. К концу этой недели каждый студент составляет индивидуальный план работы на весь период педпрактики, который согласовывается с классным руководителем, учителем французского языка и утверждается групповым методистом-руководителем.

На протяжении остального времени педпрактики студенты проводят уроки по французскому языку, осуществляют внеклассную работу, выполняют функции классного руководителя или его заместителя и другую учебно-воспитательную работу в соответствии с индивидуальным планом.

Во время педагогической практики студент должен проводить не менее 6 часов ежедневно в учебном заведении.

Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики в организациях составляет:

Для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 32 Трудового Кодекса РФ),

Для студентов в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса РФ).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

Отчетная конференция

Окончательные итоги педагогической практики подводятся на отчетной конференции, которая проводится в университете. На этой конференции с краткими отчетами о прохождении практики выступают старосты групп каждой школы. В своих выступлениях они обращают внимание на трудности, с которыми столкнулись студенты при проведении уроков, внеклассной работы, работы в качестве классного руководителя или его помощника, и высказывают предложения по их преодолению. При этом также отмечается, при решении каких учебно-воспитательных задач студенты чувствовали себя уверенно, что им в этом помогало, какие знания и умения, приобретенные в университете, оказались особенно полезными, каких знаний и умений получено недостаточно.

Несколько студентов выступают с докладами (сообщениями) о передовом педагогическом опыте школ, в которых они проходили педагогическую практику.

Групповые методисты выступают с кратким анализом педпрактики в своих школах. Факультетский руководитель педпрактики оценивает педпрактику в целом, и студентам объявляют оценки за педпрактику.

При проведении отчетной конференции можно организовывать выставки , рассказывающие о деятельности практикантов в школе, представлять результаты практической работы учащихся с указанием школы и фамилий учащихся, а также студента-практиканта, руководившего этими учащимися.

Студенты-практиканты каждой школы представляют творческие проекты, выполненные учащимися под их руководством.

Права и обязанности студентов-практикантов

1. Студент-практикант своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные программой. В целях лучшей подготовки к практике студент должен ознакомиться с программой предстоящих работ, собрать, изучить рекомендуемые материалы (источники) и получить необходимые консультации по методике работы от руководителя практики.

2. На период практики один из студентов, проходящих практику в учебном учреждении, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентами базы практики, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики, оформление «Уголка студента- практиканта».

В период прохождения практики студент обязан :

Соблюдать Устав университета, выполнять все административные и научно-технические указания руководителя практики от организации, обеспечивать высокое качество выполняемой работы;

Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики, вести дневник, в котором фиксируются результаты наблюдений и анализ работы;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка учебного учреждения;

Изучить правила эксплуатации оборудования, правила и нормы по охране труда, производственной санитарии, противопожарной защиты и другие условия работы;

Нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

Доложить руководителю производственной практики от организации о выполнении всех заданий и сдать отчет и документацию по практике руководителю практики от факультета (кафедры); отчет по учебной практике передается студентом-практикантом групповому руководителю на кафедру.

Студент-практикант имеет право:

Обращаться к руководителям практики от университета, администрации и руководителям практики в учебном заведении по всем вопросам, возникающим в процессе практики;

Вносить предложения по совершенствованию организации практики;

Участвовать в конференциях и совещаниях;

Пользоваться библиотекой, кабинетами, находящимися в них методическими пособиями и другими документами, необходимыми для оформления отчета о педагогической практике.

Студент, который был отстранен от практики или работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

Документация, учет и оценка педагогической практики студентов

Студенты-практиканты во время педагогической практики систематически ведут следующую документацию:

Планы-конспекты занятий по французскому языку.

Учебная работа

Составление индивидуального плана работы;

Составление календарно-тематических планов по французскому языку.

Посещение уроков всех учителей в своем классе;

Посещение и анализ уроков студентов;

Подготовка к урокам (оборудование, материалы, средства ТСО, дидактический материал и др.);

Проведение своих уроков;

Проверка дневников учащихся;

Проверка письменных работ;

Проверка домашних заданий;

Индивидуальные занятия с учащимися;

Консультации у методистов и учителей;

Оформление отчета о педпрактике и др.

Внеклассная работа

Подготовка и проведение кружковых занятий;

Посещение внеклассных занятий, проводимых другими студентами, их обсуждение и анализ;

Проведение тематических вечеров;

Участие в подготовке и проведении олимпиад, конкурсов, фестивалей в школе, городе;

Подготовка экспонатов к выставке на отчетной конференции по педпрактике.

Воспитательная работа

Подготовка и проведение классных часов;

Подготовка и проведение внеклассных воспитательных мероприятий по языку;

Работа с активом класса;

Работа с классом;

Организация общественно- полезной деятельности учащихся;

Помощь учащимся в издании стенных газет и бюллетеней;

Оказание помощи в работе органов ученического самоуправления;

Оформление классных комнат и кабинетов.

Ведение педагогической документации и выполнение заданий по психологии и педагогике оценивают методисты соответствующих кафедр. Учебную деятельность оценивает групповой руководитель - методист профильной кафедры.

Отношение студента к педагогической практике в целом и выполнение им программы практики оценивает групповой руководитель. Итоговую оценку студенту за педагогическую практику выставляет групповой руководитель педпрактики, согласовывая ее с другими методистами.

IV курс

Студенты (IV) курса проходят педагогическую практику в V-IХ классах городских общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

Практика предусматривает:

Ознакомление со школой;

Изучение класса, в котором студент будет проходить педагогическую практику, ознакомление с работой учителей и классного руководителя (беседы с ними, изучение планов их работы, посещение уроков и внеклассных мероприятий);

Составление индивидуального календарного плана-графика работы студента в период педагогической практики;

Подготовку ипроведение уроков разных типов с использованием разнообразных методов и форм организации учебных занятий, участие в обсуждении и анализе проводимых практикантами уроков;

Осуществление внеклассной работы в соответствии с планом классного руководителя: проведение бесед, подготовка и проведение классного собрания, экскурсии и туристического похода, подготовка и проведение встреч учащихся с известными людьми, ветеранами, работа с активом класса и т.д.;

Руководство предметным кружком в школе, участие в организации тематического вечера по своей специальности;

Работу с родителями учащихся (участие в подготовке и проведении родительского собрания, посещение семей учащихся);

Проведение психологического анализа урока и внеклассных мероприятий;

Проведение индивидуально-воспитательной работы с учащимися;

Изучение личности школьника с использованием научно-психологических методов, включая экспериментальные методики выявления психологических особенностей личности, места и роли личности в коллективе и составление психолого-педагогической характеристики;

Изготовление наглядных пособий к урокам;

Участие в дежурстве по школе.

V курс

Студенты выпускного курса проходят педагогическую практику в VIII-ХI классах общеобразовательных школ, во время которой они должны:

Ознакомиться со школой;

Изучить класс, к которому прикреплены, ознакомиться с работой учителей и классного руководителя;

Готовиться к урокам и проводить уроки разного типа с использованием разнообразных методов и форм организации занятий; принять участие в анализе и обсуждении уроков;

Ознакомиться с организацией и методикой проведения факультативных занятий по интересам учащихся;

Провести внеклассные занятия по предмету; принимать участие в обсуждении и анализе внеклассных занятий;

Выполнять все функции учителя и классного руководителя в классе, к которому прикреплены;

Изучить класс, используя основные психолого-педагогические методы, включая экспериментальные педагогические методики выявления межличностных отношений в коллективе; составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива;

Провести индивидуальную работу с учащимися;

Провести работу с активом класса: оказывать помощь в планировании работы, в подготовке и проведении собраний, в организации воспитательной работы;

Принимать участие в общешкольных воспитательных мероприятиях;

Предполагается, что за время педагогической практики студенты овладеют основами профессионально-педагогических умений проведения учебно-воспитательной работы в школе.

За время педагогической практики на всех курсах студент должен научиться:

Вести работу по изучению отдельных учащихся и коллектива класса;

Планировать учебно-воспитательную работу;

Готовить и проводить различного типа уроки, факультативные занятия по интересам учащихся, внеклассные занятия, организовывать тематические вечера;

Использовать в процессе обучения ТСО и новые информационные технологии;

Проводить различные виды внеучебной воспитательной работы с учащимися;

Осуществлять педагогически грамотную помощь активу класса.

Педагогическая практика на IV и V курсах предполагает проведение самостоятельного методического исследования. На IV курсе студенты в школе выполняют задания исследовательского характера. Полученный материал используется при написании курсовых работ.

Французского языка

Задания, связанные с наблюдением за организационной стороной урока

Задание 1.

Цель : изучить структуру урока, определить соотношение и длительность этапов урока, способы реализации основной цели урока и стимулирования интереса к изучению французского языка.

1. Выделить последовательные этапы урока и показать их роль в реализации основных целей урока;

2. Указать, как осуществляется учителем переход от этапа к этапу;

3. Определить длительность каждого этапа;

4. Указать на количество и качество используемых приемов и их соответствие целям;

5. Отметить, как работа учителя развивает и поддерживает интерес к изучению иностранного языка.

Задание 2.

Цель : изучить активную деятельность учащихся на уроке, т.е. выявить соотношение речи учащихся и учителя.

Выявить особенности речи учителя и учащихся:

В начале урока;

При ознакомлении с новым материалом;

В ходе тренировочных упражнений;

При выполнении творческих упражнений (устная речь, чтение и письмо);

В процессе исправления ошибок;

При подаче и комментировании домашнего задания.

Задания, связанные с наблюдением за содержательной стороной урока

Задание 3.

Цель : изучить особенности обучения учащихся произношению.

1. Вычленить этапы, посвященные специальной работе над произношением;

2. Проследить за организацией и содержанием фонетической зарядки;

3. Проследить как:

Осуществляется введение фонетического материала (способ объяснения новых звуков, место и характер фонетических правил);

Осуществляется закрепление фонетического материала: характер, последовательность тренировочных упражнений, сочетание массовой и индивидуальной работы учащихся;

Осуществляется работа над произношением в связи с развитием устной речи, чтением и письмом;

Исправляются фонетические ошибки (имитативно/на основе объяснения);

Используется звукозаписывающая аппаратура;

4. Оценить качество произношения учащихся данного класса на основе принципа аппроксимации (звуки, интонация).

Задание 4.

Цель : изучить особенности работы над лексикой в системе урока.

1. Вычленить во вводимом словаре трудности усвоения;

2. Проследить за способами раскрытия значения слов в каждом отдельном случае и обосновать их;

3. Проследить, как:

Отрабатывается фонетическая и грамматическая сторона слов;

Осуществляется закрепление слов (характер и последовательность упражнений);

Осуществляется работа над словом в связи с речевой деятельностью: устной речью, чтением, письмом;

Сочетается работа над новым словом с повторением ранее усвоенных слов;

Контролируется усвоение лексики;

Стимулирует учитель расширение филологического кругозора учащихся в процессе работы над словом; как осуществляется работа над расширением потенциального словаря учащихся.

Задание 5.

Цель : изучить особенности работы с грамматическим материалом в системе урока. Необходимо проследить:

1. Как учитель готовит учащихся к восприятию нового грамматического явления (какие явления актуализируются в опыте учащихся);

2. Как осуществляется объяснение нового грамматического явления: учитывается ли вид речевой деятельности, в котором данное грамматическое явление преимущественно выступает; как реализуется принцип сознательности; характер правила, проследить, как осуществляется ситуативный подход при введении грамматического материала;

3. Какие наглядные пособия используются при работе над данным грамматическим явлением;

4. Как осуществляется закрепление (характер и последовательность упражнений, словарный материал, используемый в них, речевая направленность упражнений и т.д.);

5. Как осуществляется работа над данным грамматическим явлением в устной речи, при чтении и письме;

6. Как контролируется усвоение грамматического материала.

Задание 6.

Цель: изучить особенности работы над аудированием на уроке.

1. Вычленить моменты урока, связанные с обучением аудированию;

2. Какова речь учителя на уроке, и как реагируют учащиеся на реплики учителя на иностранном языке;

3. Как и какие технические средства используются для обучения аудированию;

4. Проанализировать материал, предъявляемый для аудирования, с точки зрения содержания, языкового материала, объема и темпа речи;

5. Как контролируется понимание услышанного;

6. Как сочетается работа над аудированием и развитие говорения.

Задание 7.

Цель: изучить особенности работы над монологической речью на уроке.

1. Какие этапы работы над монологической речью представлены на данном уроке;

2. Работа над подготовленным монологическим высказыванием (характер стимулов, опорных элементов);

3. Работа над неподготовленной монологической речью (мотивированность, направленность, ситуативный характер и т. д.);

4. Объем, характер языкового материала, языковая правильность, темп монологических высказываний учащихся.

Задание 8.

Цель : изучить особенности работы над диалогической речью на уроке.

1. Что является единицей обучения диалогу на данном уроке;

2. Как стимулируется начало диалога и его развитие;

3. Какие этапы работы над диалогом представлены на данном уроке;

4. Как используются аудио-визуальные средства при обучении диалогу;

5. Объем, правильность, темп диалогической речи учащихся;

6. Методика исправления ошибок в речи учащихся.

Задание 9.

Цель: изучить особенности работы учителя при обучении чтению в системе урока.

1. Как осуществляется подготовительная работа к чтению:

Как отрабатывается языковой материал из текстов: в устном опережении или в процессе чтения;

Каков характер введения или комментария к тексту;

2. Каково соотношение чтения вслух и чтения про себя на данном уроке;

3. Как проводится обучение чтению вслух:

Как используются различные разновидности чтения вслух; диагностирующее, обучающее и контролирующее чтение;

Как соотносится индивидуальное и хоровое чтение;

Как используются технические средства;

Как исправляются ошибки в чтении;

4. Как осуществляется обучение чтению про себя:

Стимулирование понимания предварительными вопросами и извлечением структурной информации;

Работа над содержанием текста в целом;

5. Как осуществляется во взаимосвязи с чтением работа над устной речью;

6. Каковы домашние задания по тексту;

7. Как осуществляется расширение общеобразовательного кругозора учащихся в процессе работы над текстом.

Задание 10.

Цель: изучить особенности обучения письму.

1. Выделить этапы урока, на которых использовалось письмо, и определить их длительность;

2. Как использовались письменные упражнения для обучения графике и орфографии, для закрепления языкового материала, для развития письменной речи;

3. Была ли на уроке письменная контрольная работа;

4. Охарактеризовать ее организацию и содержание, исходя из целей данного урока и всей серии уроков;

5. Каков объем и характер домашних письменных заданий; как они подготовлены ходом урока;

6. Каково состояние тетрадей и рабочих тетрадей учащихся; как проводится их проверка; какова система работы над ошибками.

Схема

Ход урока

1.Организационный этап. Определение темы и целей урока совместно с учениками.

M.: Bonjour, mes enfants! Je suis ravie de vous voir. Esc-ce que tout le monde est là? Comment ça-va? (фронтальная работа с классом)

M.: Vous êtes de bonne humeur et ça sera mieux, parce que le sujet de notre leçon est très interressant. Regardez le tableau et devinez, comment est le sujet aujourd’hui? (дети делают предположение о теме урока, опираясь на картинки цветов, подарка, торта)

E1 : Le sujet est la fête.

M.: Oui, c’est vrai. Dites – moi, s’il vous plait, les associations du mot “la fête”.

Cl: Un ballon, un gateau, une guirlande, des bonbons, ets…

M.: Merci, mes enfants! Qu’est ce que nous faisons aujourd’hui?

E1: nous lisons le texte

E2: nous discutons

E3 : nous écrivons la dictée

E4: nous faisons des exercices

E5: nous faisons des dialogues

M.: C’est ça. Nous parlons de differantes fêtes, nous lisons, nous apprenons des mots nouveaux, nous faisons des dialogues et des projets.

2.Этап актуализации опорных знаний и умения воспринимать иноязычную речь на слух .

Сопоставление символов и праздников с помощью раздаточного материала. Каждый ученик получает карточку и подбирает к празднику соответствующий символ.

М.: La fée nous a donné la lettre. Pour ouvrir la lettre il faut faire 3 devoirs: tout d’abord сompletez les phrases:

La rentrée c"est
Le Nouvel An
Le Pâques
L’anniversaire
Le 8 mars

Самопроверка. На доске предлагается верный вариант, дети составляют фразы: Le Nouvel An с’ est le Père Noël. и.т.д.

Организация беседы о любимых праздниках детей:

E1: J’aime le Nouvel An!

E2: J’aime l’anniversaire!

Просмотр презентации «Праздники Франции». Если праздник есть и во Франции и в России, то ученики сигнализируют зеленой фишкой, если праздник истинно французский, то – красной. Фонетическая отработка произношения названий праздников:

M.: Merci, ce sont les fêtes russes. Comment sont les fêtes сommunes en France et en Russie? Regardez les images au tableau. Si cette fête il y a en Russie et en France, vous levez la fiche verte. Si cette fête il y a seulement en France, vous levez la fiche rouge.

Организация беседы о французских праздниках (на доске опора – названия праздников):

M.: Quelle fête française aimes – tu?

E1: J’aime la fête des grand-mères!

E2: J’aime le Festival du Vent!

E3: J’aime la fête des livres! Ets…

Физкультминутка. Дети рассказывают стихотворение про кролика- символ пасхи и иллюстрируют слова движениями. Зарядку проводит ребенок в маске кролика.

M .: Aimes – tu le Pâques? Quelle est le symbole du Pâques?

Cl: Le lapin est le symbole du Pâques.

M.: Racontons la poésie “Le lapin”:

Dans le jardin,

Le petit lapin

Fait: Trotti-trottin. Trotti- trottin.

3.Формирование лексических навыков чтения, говорения по теме «День рождения. Сервировка стола». Детям предлагается создать в классе праздник и начать с сервировки стола.

«Накрывается» общий стол. Дети комментируют свои действия, используя речевой образец: Je mets … sur la table .

M.: Mes enfants, le lapin nous propose d’organiser la fête. D’ accord? Pour faire la fête dressons la table. Je mets du poisson sur la table. Et toi?

E1 : Je mets un vase avec des pommes sur la table.

E2: Je mets des bonbons sur la table.

E3: Je mets des fruits sur la table.

Ознакомление с новыми лексическими единицами «посуда». Показ слайда.

M.: Oui, c’est ça. Mais qu’est ce que manque sur la table?

Cl: посуда.

M.: Voilà la vaisselle, le couteau, la tasse, la soucoupe, la cuillère, l’assiette, la fourchette.

Фонетическая отработка слов в режиме M-Cl, M-Gr., M-E1,E2... ets

M.: Répétez après moi!

Работа с учебником. Чтение текста с новыми лексическими единицами. Закрепление лексических единиц в упражнениях подстановочного типа.

M.: Ouvrez vos livres à la page 70 et lisez le texte sous l’image.

M.: Lisez l’histoire à deviner.

4.Развитие диалогической речи по теме «Сервировка стола». Детям предлагается прослушать и составить диалог по образцу.

M.: У нас есть звуковое письмо. Annie et Michel dressent la table.

(на доске образец диалога:)

Annie: Aides – moi a dresser la table!

Michel: D’accord!

Annie: Donne – moi 2 tasses!

Michel: S’il te plait.

Annie: Merci, je mets les tasses sur la table.

Michel: Voilà les cuillères.

Annie: Je mets les cuillères sur la table.

Michel: C’est joli!

прослушивание диалога, семантизация

хоровая отработка диалога в режиме: учитель-класс

чтение диалога по ролям;

составление диалога по образцу по опорным речевым клише:

M.: Vous lisez bien, pouvez – vous dresser la table?

Donne – moi le couteau la tasse la soucoupe la cuillère l’assiette la fourchette. s’il te plait.
Je mets sur la table

контроль диалогической речи учащихся

Требования к конспекту воспитательного занятия

По французскому языку

В конце практики студент представляет методисту конспект одного воспитательного занятия по иностранному языку. Тема зачетного воспитательного занятия определяется студентом совместно с методистом в начале практики.

Конспект внеклассного занятия оформляется отдельно.

Титульный лист.

Указывается факультет, фамилия, имя, отчество студента-практиканта, название школы, время прохождения педпрактики, вид воспитательного занятия.

Страница 1.

Название темы, цель, задачи и план воспитательного занятия.

Организационные моменты подготовки мероприятия: лица, которых планируется пригласить; ТСО; место проведения занятие (в школе, на природе и т.д.).

Конспект мероприятия.

Он должен отражать содержание занятия и методику его проведения.

Литература.

В конце конспекта обязательно указывается литература, которая была использована студентом (автор, название пособия, место и год издания).

После проведения данного воспитательного занятия классный руководитель дает на него краткий письменный оценочный отзыв . Отзыв пишется в конце текста конспекта и заверяется подписью классного руководителя .

IV курс

2. Отчет о работе студента;

3. Психолого-педагогическую характеристику на одного ученика;

4. Планы-конспекты двух (2) уроков по французскому языку;

V курс

1. Дневник педагогической практики (в установленной форме);

2. Отчет о работе студента;

3. Психолого-педагогическую характеристику классного коллектива;

4. Планы-конспекты двух (2) уроков по двум иностранным языкам (основному французскому и английскому или немецкому языкам);

5. Наглядные пособия, дидактические и раздаточные материалы для проведения уроков французского языка;

6. Конспект проведенного внеклассного мероприятия по французскому языку;

7. Конспект одного из воспитательных мероприятий.

Примечание

Индивидуальный план работы на период педпрактики; дневник; план воспитательной работы классного руководителя, составленный практикантом; планы воспитательных занятий и другие документы проверяются и утверждаются групповым руководителем-методистом, руководителями по педагогике и психологии в период педпрактики и возвращаются студенту. Оценка за эти документы учитывается групповым руководителем при подведении итогов педагогической практики студентов.

Отдельно проверяется и утверждается тематический план по предмету.

Тематический план работы по французскому языку в … классе

Итоги педпрактики подводятся на итоговой отчетной конференции факультета. На основе критериев оценивания деятельности студентов в период педпрактики по ее результатам и после сдачи необходимой документации студенту выставляется оценка, в которую включается выполнение всех видов заданий по педагогике, психологии, методике, психолого-педагогическая характеристика классного коллектива;

Методическая копилка

Основные методико-педагогические термины, используемые в школьной практике

Словарь-минимум

Одним из этапов обучения в магистратуре любого государственного университета и не только является прохождение педагогической практики. Этот вид деятельности магистранта нацелен на овладение основами мастерства педагога, развитие профессиональных навыков преподавателя, умения самостоятельного ведения преподавательской работы, навыки руководства группой студентов. Такая практика необходима не только будущим педагогам, но и юристам, психологам, специалистам в области экономики и даже строительства. Поэтому проходят эту практику не только в школах, но и на базе ВУЗов. Итогом преподавательской деятельности магистранта является представленный на кафедру ВУЗа отчет и дневник.

Особенности прохождения педагогической практики

Магистранты ведут учебную и педагогическую деятельность на базе своей выпускающей кафедры. Цель педагогической практики магистрантов в развитии способностей преподавания, стратегического мышления, умения руководить студентами. Во время своей рабочей деятельности на кафедре они обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка.

В ходе работы студента решаются задачи:

  • закрепление приобретенных в ходе освоения учебной программы знаний и умений;
  • изучение основ и применение методики подготовки и проведения учебных мероприятий;
  • изучение новейших образовательных технологий;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы, самообразования;

Перед началом деятельности учащиеся составляют с научным руководителем индивидуальный план магистранта по педагогической практике. По итогам выполнения этой программы в дальнейшем готовится отчет и дневник.

Как написать отчет о преподавательской практике для магистранта

Работа магистранта в процессе прохождения практики организуется исходя из его индивидуального плана и предполагает следующие виды деятельности:

  • учебно-методическую, включающую разработку учебных мероприятий;
  • непосредственно учебную, включающую проведение лекций и семинаров в группе студентов.

Все этапы прохождения работы документируются в дневнике. По итогам самостоятельной работы магистрант создает отчет.


Структура отчета

Отчет по педагогической практике магистранта должен содержать 20 – 25 страниц текста и следующие основные разделы:

1. Титульный лист.

2. Введение, в котором указываются:

2.1. Цель, задачи, место и время прохождения практики.

2.2. Перечень выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных навыков и умений.

4.2. Индивидуальные выводы о проделанной работе.

5. Список источников.

6. Приложения

Отчет передается научному руководителю вместе с другими документами.

Особенности отчета о педагогической практике

Основная часть отчета должна включать:

  • раздел «Учебно-методическая работа», где приводится анализ: учебного плана, учебных занятий ведущих преподавателей кафедры, рабочей программы преподаваемой дисциплины;
  • раздел «Учебная работа», где приводится план лекций и семинаров, проведенных магистрантом, а также его личный анализ этих занятий.
  • приложения: рецензии на проведенные студентом лекции и семинары от научного руководителя и других преподавателей кафедры; тексты лекций и планы семинаров, подготовленные задачи, кейсы и т. д.;
  • рецензия на учебное мероприятие другого магистранта. Занятия магистранта должны посетить другие магистранты и оставить свой отзыв.

Пример отчета

Отчет отражает всю деятельность студента и его правильное составление свидетельствует об успешности прохождения практики. Чтобы избежать ошибок в оформлении этого документа, необходимо изучить все требования к его составлению, которые предъявляет конкретный ВУЗ. Также можно запросить образец отчета у своего научного руководителя. Он может предоставить все необходимые бланки, а также готовый отчет в качестве примера.

Отчет по педагогической практике магистранта - образец

Дневник по педагогической практике магистранта

В процессе всей преподавательской практики учащийся должен уделять внимание регулярному заполнению дневника. Этот документ необходимо заполнить вовремя и предоставить на кафедру вместе с отчетом. На основе хорошо подготовленного дневника легче подготовить грамотный и полный отчет.

Особенности заполнения дневника

В дневнике должны найти отражение все этапы преподавательской деятельности.

На первом этапе студент в соответствии с индивидуальным заданием:

  • изучает различные методики подготовки и проведения лекций и практики со студентами;
  • изучает современные образовательные технологии.

На втором этапе студент посещает занятия ведущих преподавателей кафедры, включая лекции и семинары. В дневник заносится анализ посещаемых учебных мероприятий, на которых он выступал в роли наблюдателя. Он производит разбор организации учебного процесса, особенностей общения преподавателя и студентов, формы проведения занятия и т. д. Итоги анализа оформляются в свободной форме.

Третьим этапом работы является самостоятельное проведение магистрантом занятий, а также участие в иных формах учебной деятельности кафедры. Минимально необходимый объем учебных мероприятий лучше уточнить на кафедре ВУЗа. Проведение учебных занятий обязательно для учащихся очной формы обучения, а для заочников возможны иные варианты. Также необходимо будет посетить лекцию или семинар других магистрантов и оставить свою рецензию.

В ходе проведения учебных мероприятий учащийся самостоятельно готовит и проводит лекцию и практический семинар, хотя присутствие в аудитории опытного преподавателя на занятии обязательно. Темы занятий утверждаются руководителем. Во время этих занятий рекомендуется демонстрация различных подготовленных наглядных пособий и применение иных инновационных форм занятий. Для уроков информатики в школе, например, подойдут яркие презентации и т.д. Методическим обеспечением подготовленных занятий выступают конспекты лекции, планы семинарских занятий, наглядные пособия, презентации и иные материалы.

Руководитель готовит письменную рецензию работы магистранта по прохождению практики, дает свою характеристику и предлагает оценку. В характеристике отражается уровень подготовки магистранта, его отношение к работе.

Образец заполнения дневника по педагогической практике

Дневник является обязательным документом для учащегося и предоставляется на кафедру вместе с отчетом и характеристикой от руководителя. Бланк дневника практиканта и заполненный образец можно запросить на кафедре университета или воспользоваться поиском в сети интернет.

Заполненный дневник по педагогической практике магистранта

Педагогическая практика обязательна для специалистов разных направлений, проходящих обучение в магистратуре. Она ставит цель сформировать навыки преподавания, общения с аудиторией, систематизировать теоретические знания учащегося, научиться правильно составлять отчеты по итогам своей работы. Это важный этап в подготовке выпускной работы.